Цель:
- познакомить с наречием как частью речи;
- развивать память, творческое мышление;
- формировать навыки грамотного письма.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Чистописание
Черепаха, почта, чайник.
Найдите "лишнее" слово.
Какую букву будем писать? (букву ч)
Дайте характеристику звуку ([ч] - согл., мяг., непар., глухой)
Ча ч Чв чч :
Продолжите закономерность (Чд ччч ЧЁ чччч ЧЗ ччччч)
Глядит чужими глазами, слушает чужими ушами.
Объясните смысл пословицы (Человек, у которого нет своей точки зрения)
Оформление тетради.
Постановка проблемы.
3. Работа в группах.
- 1 группа Деревья надолго погрузились в глубокий сон.
- 2 группа Зимнее солнце ярко освещает деревья.
- 3 группа Ловкие зверьки весело прыгают по снегу.
Спишите предложения, подчеркните основу, определите части речи.
Были трудности? (У одного слова не смогли определить часть речи).
Поставьте проблему сегодняшнего урока (Узнаем, к какой части речи относятся эти слова).
Эти слова относятся к части речи, которая называется наречие.
Вывешивается карточка "Наречие".
Подумайте и запишите, что хотели бы узнать о наречии.
Представитель от каждой группы зачитывает перечень вопросов.
4.Определение совместной цели действия.
У наречий очень много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них вы сможете разгадать сегодня.
Какую работу выполняет?
Изменяется или нет?
На какие вопросы отвечает?
5. Открытие детьми новых знаний.
Попробуем ответить на первый вопрос. Для этого вернемся к предложениям.
Выпишите из предложений словосочетания.
Прочитайте словосочетания с наречием (погрузились (как?) надолго; освещает (как?) ярко; прыгают (как?) весело).
Какую же роль выполняет наречие? (Поясняет глагол).
Вывешивается карточка "Поясняет глагол".
Слово "наречие" - очень старое. Корень "речь" как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи "приглаголием".
Динамическая пауза.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
Переходим ко второму вопросу.
Учебник, стр. 108, № 175.
Задание выполняют самостоятельно, 3 ученика - у доски.
- Я иду наверх
- Мы идем наверх
- Ты идешь наверх
- Вы идете наверх
- Он идет наверх
- Они идут наверх
- Пою громко
- Читаю хорошо
Сравните свои записи с записями на доске.
Какой вывод сделаете? (Наречие - неизменяемая часть речи).
Вывешивается карточка "Наречие - неизменяемая часть речи".
Кто из вас знает, на какие вопросы отвечает наречие?
Ответы детей.
Спишите словосочетания, вставляя вместо точек подходящие по смыслу вопросы.
Встал : рано, сделал : хорошо, написал : много, ждал : внизу, пошел : вперед.
На какие вопросы отвечают наречия?
Вывешивается карточка "Куда? как? где? когда? сколько?"
6. Подведение итога найденному открытию.
Мы ответили на все три вопроса.
Попробуйте сформулировать правило. (Наречие - неизменяемая часть речи, которая поясняет глагол и отвечает на вопросы куда? как? где? когда? сколько?).
7. Первичная рефлексия.
Составьте предложения с наречиями, которые будут отвечать на вопрос:
- 1 группа - как?
- 2 группа - когда?
- 3 группа - где?
8. Итого урока. Оценки.
Поделимся мыслями об уроке.
Где пригодятся полученные на уроке знания?
Оцените свою работу:
а) доволен :
б) не совсем доволен :
в) не доволен :