Форма: урок-игра с использованием интерактивной доски
Предмет, класс: урок информатики в 8 классе
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал: программа Notebook Software 10
Цель урока: повторение материала по теме «Системы счисления». Формирование положительной мотивации к изучению предмета информатики.
Задачи урока:
- повторение темы «Перевод чисел в позиционных системах счисления»;
- повторение темы «Арифметические операции в позиционных системах счисления»;
- развитие внимательности;
- отработка навыков работы с интерактивной доской;
- воспитание культуры общения учащихся;
- развитие логического мышления.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, интерактивная доска, программа Notebook Software 10.
Описание мультимедийного продукта (медиапродукта): Среда, редактор, в котором выполнен продукт: Smart Notebook 10
Вид продукта: презентация для интерактивной доски «Презентация к уроку.notebook» (Приложение 1), «Гора.pps» (Приложение 2)
Ожидаемые результаты обучения: учащиеся свободно умеют переводить числа из одной системы счисления в другую, складывать и вычитать числа в различных позиционных системах счисления.
Организационный момент. (Слайд 1)
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Мотивация и целеполагание. (Слайд 2)
Учитель: Дорогие ребята! Вы любите отдыхать увлекательно и весело? (Ребята отвечают) Тогда я предлагаю вам сегодня на уроке прогуляться по парку развлечений. Для задорного времяпрепровождения вас ждут различные аттракционы! Мы посетим картинную галерею, где сами сможем выступить в роли художников. Нас ждут забавные качели с яркими кабинками. Веселый клоун подарит нам шары. Мы постреляем в тире. Поднимайся высоко – будешь видеть далеко! Нас ждет колесо обозрения. Мы посетим комнату, где сможем поиграть в старинную и любимую игру - домино. Далее мы сразимся в игре «Властелин горы». И напоследок мы отдохнем в «Комнате смеха». И во всех этих аттракционах нас ждут интересные и нестандартные задачи по теме «Системы счисления». Удачи! Приятного вам времяпрепровождения!
Аттракцион «Картинная галерея» (Слайд 3)
Задание: Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.
Учитель вытягивает условие с координатами точек. Ребята на местах переводят числа в десятичную систему счисления. Затем они по очереди начинают отмечать точки на координатной плоскости. При условии правильного перевода и соединения последовательно всех точек получается рисунок - самолет. Рисунок изображают также ребята в тетради.
Аттракцион «Веселые качели» (Слайд 4)
Задание:Выполните последовательно действия (перевод из одной системы счисления в другую). Запишите ответ в соответствующую ячейку.
Работают самостоятельно на местах. После того, как больше половины класса справится с заданием, один ученик пишет маркером свои числа в ячейки, затем открывает ответы.
Аттракцион «Веселый клоун» (Слайд 5)
Задание: Переведите число из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему. Шестнадцатеричные числа записаны на шариках клоуна. Когда вы взорвете шарик, то узнаете верный ответ. На этом слайде используется интерактивное средство «Шарик». Он взрывается при нажатии на него мышкой.
Ребята по очереди выходят к доске, переводят число из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему и взрывают шарик, чтобы сравнить с правильным ответом.
Аттракцион «Тир» (Слайд 6)
На этом слайде используется интерактивное средство Vortex sort из коллекции Lesson Activity Toolkit. Задание заключается в том, чтобы разделить все высказывания на «Верно» и «Неверно». Здесь не дано, в какой системе счисления мы работаем, ребята должны догадаться об этом самостоятельно.
Ученик у доски пытается разделить все высказывания на «Верно» или «Неверно» до тех пор, пока не появится сообщение, что он справился с этим заданием. Можно пригласить к доске 2-3 учащихся.
Аттракцион «Колесо обозрения» (Слайд 7)
Задание: Выполните последовательно действия (перевод из одной системы счисления в другую).
Работают у доски, запись пером поверх презентации, затем вытирают ластиком и т.д. Вычисления также делают в рабочих тетрадях.
Аттракцион «Домино» (Слайд 8)
Задание: Расположите костяшки в порядке возрастания
Ученики по очереди у доски пытаются из костяшек составить цепочку возрастающих чисел.
Аттракцион «Властелин горы» (Слайд 9)
Задание: Переведите числа из одной системы счисления в другую и найдите соответствующие им буквы. Для получения чисел, нужно сделать щелчок по надписи «Числа», после чего откроется вспомогательный файл «Гора.pps» с заданием.
После того как учитель сделает щелчок по надписи «Числа», откроется файл «Гора.pps» с заданием. Ребята выполняют задание самостоятельно на местах. Когда задание выполнили, вместе проверяют. Двое детей работают у интерактивной доски и подбирают соответствующие буквы. При условии правильного перевода и подбора соответствующих букв получаются слова: бит и байт.
Аттракцион «Комната смеха» (Слайд 10)
Учитель: Итак, сегодня мы с вами побывали в парке «Веселые аттракционы». Вы хорошо поработали. Молодцы. Особенно хочется отметить……. Но и напоследок мы посетим аттракцион «Комната смеха».
Ученики выбирают рисунок, который соответствует ему настроению наконец урока. (Рефлексия).
Литература
- Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Учебник по базовому курсу (7-9 классы). — М.: «Издательство Лаборатория Базовых Знаний», 2004
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com – материалы мастер - класса «Для начинающих пользователей интерактивной доски» всероссийского портала «Сеть творческих учителей».
- Ресурсы программы Smart Notebook 10