Работа с одаренными учащимися во внеурочное время

Разделы: Внеклассная работа


Современное общество предъявляет сегодня к школе высокие требования. Одной из актуальных проблем является работа с одаренными детьми.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного быстро адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще насчитывается единицы за всю историю человечества. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

В ходе своей работы с одаренными детьми я придерживаюсь следующей цели:

обеспечить возможность творческой самореализации личности в математической деятельности.

Задачи:

  • создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;
  • развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;
  • организация системы исследовательской работы учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;
  • повышение качества знаний учащихся по математике;
  • развитие творческих способностей учащихся.

На протяжении многих лет я провожу работу по развитию математических способностей у учащихся, привитию интереса к предмету.

Формы работы с одаренными детьми

1. Факультатив.

Задачи:

  • учет индивидуальных возможностей учащихся;
  • повышение степени самостоятельности учащихся;
  • расширение познавательных возможностей учащихся.

На факультативных занятиях даю дополнительный материал, не входящий в рамки школьной программы. Темами факультативных занятий являются такие как: алгоритмы Евклида, задачи с практическим содержанием, оригами, анаграммы и различные виды логических задач. Веду индивидуальную работу с сильными учениками.

2. Ученическая конференция.

Задачи:

  • развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
  • обобщение и систематизация знаний по предмету;
  • формирование информационной культуры учащихся.

С 2005 года мои дети участвуют в школьных научно-практических конференциях и занимают призовые места. Темами их выступлений являются такие как, «Некоторые способы быстрого вычисления», «Лист Мёбиуса», «Осевая и центральная симметрии», «Секреты египетской пирамиды» и др.

Каждый год увеличивается число участников в конференции.

3. Предметная неделя.

Задачи:

  • представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации учеников к изучению математики;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Развитие способностей неразрывно связаны с формированием интереса к математике. Привить интерес помогает предметная неделя.

Школьные предметные недели провожу ежегодно в феврале месяце. Примерно за две – три недели в каждой параллели создаются группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Задача каждой группы – помощь в подготовке и проведении внеклассного мероприятия, выпуск стенгазеты, выступление с докладом по математике.

В рамках декады проводятся математический КВН, конкурсы («Ох, уж эта математика!», кроссвордов, математических сказок, стенгазет и т.д.), олимпиады.

В качестве ресурса я представила разработку КВН для 6 класса.

Приложение

Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и способствует более глубокому усвоению материала. Внеклассная работа позволяет повысить успеваемость у учащихся. Учащиеся, занятые во внеклассной работе, имеют оценки «4» и «5».

Велико воспитательное значение внеклассной работы по математике. Она развивает интерес к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности.