Современное общество предъявляет сегодня к школе высокие требования. Одной из актуальных проблем является работа с одаренными детьми.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного быстро адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще насчитывается единицы за всю историю человечества. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
В ходе своей работы с одаренными детьми я придерживаюсь следующей цели:
обеспечить возможность творческой самореализации личности в математической деятельности.
Задачи:
- создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;
- развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;
- организация системы исследовательской работы учащихся.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными учащимися;
- повышение качества знаний учащихся по математике;
- развитие творческих способностей учащихся.
На протяжении многих лет я провожу работу по развитию математических способностей у учащихся, привитию интереса к предмету.
Формы работы с одаренными детьми
1. Факультатив.
Задачи:
- учет индивидуальных возможностей учащихся;
- повышение степени самостоятельности учащихся;
- расширение познавательных возможностей учащихся.
На факультативных занятиях даю дополнительный материал, не входящий в рамки школьной программы. Темами факультативных занятий являются такие как: алгоритмы Евклида, задачи с практическим содержанием, оригами, анаграммы и различные виды логических задач. Веду индивидуальную работу с сильными учениками.
2. Ученическая конференция.
Задачи:
- развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
- обобщение и систематизация знаний по предмету;
- формирование информационной культуры учащихся.
С 2005 года мои дети участвуют в школьных научно-практических конференциях и занимают призовые места. Темами их выступлений являются такие как, «Некоторые способы быстрого вычисления», «Лист Мёбиуса», «Осевая и центральная симметрии», «Секреты египетской пирамиды» и др.
Каждый год увеличивается число участников в конференции.
3. Предметная неделя.
Задачи:
- представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
- повышение мотивации учеников к изучению математики;
- развитие творческих способностей учащихся.
Развитие способностей неразрывно связаны с формированием интереса к математике. Привить интерес помогает предметная неделя.
Школьные предметные недели провожу ежегодно в феврале месяце. Примерно за две – три недели в каждой параллели создаются группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Задача каждой группы – помощь в подготовке и проведении внеклассного мероприятия, выпуск стенгазеты, выступление с докладом по математике.
В рамках декады проводятся математический КВН, конкурсы («Ох, уж эта математика!», кроссвордов, математических сказок, стенгазет и т.д.), олимпиады.
В качестве ресурса я представила разработку КВН для 6 класса.
Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и способствует более глубокому усвоению материала. Внеклассная работа позволяет повысить успеваемость у учащихся. Учащиеся, занятые во внеклассной работе, имеют оценки «4» и «5».
Велико воспитательное значение внеклассной работы по математике. Она развивает интерес к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности.