Тема урока: Японские оригами в русской сказке.
Цель урока: Иллюстрация фрагмента русской сказки с использованием японских оригами.
Задачи: Обучающая: научить практически применять умение изготавливать оригами на основе чертежа.
- Развивающая: развивать познавательные процессы и творческое воображение.
- Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.
Оборудование:
- набор цветной бумаги, ножницы, клей, линейка, простой карандаш,
- цветные карандаши или фломастеры,
- лист клетчатой бумаги с 6-9 окружностями одинакового размера,
- расположенных в один ряд, чертежи - опоры для изготовления оригами,
- мультимедийный курс "Путешествие в конструирование"; авторы Буримова ИИ, Пономарёва Ж.А.,
- компьютеры, доска, рисунок кита, изображение перьев жар-птицы из бумаги, заготовка для тренировки памяти,
- сказка П.П.Ершова "Конек-Горбунок"
Ход урока
Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку, наличие у них необходимых для работы принадлежностей. Это занимает 1-2 минуты.
Сообщение темы и плана урока.
В центре доски расположено изображение кита из бумаги. Цветными мелками нарисован берег на левой части доски и волны вокруг кита.
Сверху написана тема урока, а на правой части доски - план урока.
Учитель объявляет тему урока и ставит перед детьми цель проиллюстрировать русскую сказку, используя японские оригами.
Учитель четко проговаривает все пункты плана, порядок их следования.
- Тренировка памяти
- Логическая разминка
- Головоломки
- Графический диктант
- Оригами
На каждый пункт плана отводится определенное количество времени.
- Тренировка памяти (2-3мин)
- Логическая разминка (4-5мин)
- Головоломки (5-6мин)
- Графический диктант (5-7мин)
- Оригами (20 мин)
Для связи частей урока между собой используется сюжетная линия сказки П.П. Ершова
"Конек-Горбунок". Чтобы урок получился более живым и интересным из присутствующих на уроке детей выбирается ведущий - "сказочник" или "сказочница".
Он будет зачитывать нужные отрывки из произведения. Эти отрывки нужно заранее отметить в книге и сделать закладки (это всего три момента во всей сказке).
Лучше, если выбранный детьми ведущий умеет красиво и выразительно читать.
Ведущий читает первый отрывок
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Работа над первым пунктом плана.
На обратной стороне открывающейся доски помещена заготовка для тренировки памяти.
Помимо своего прямого назначения это задание помогает учителю сфокусировать внимание учеников, настроить их на рабочий лад. Учитель должен объяснить детям, что от них требуется: за три секунды запомнить количество лиц, их выражение, расположение по порядку и зарисовать на заготовленном листе так, как каждый из них запомнил. Доска открывается, три секунды дети смотрят на изображения, затем доска закрывается, и дети приступают к работе. Окружностей на заготовке детей должно быть больше, чем на заготовке на доске. Обязательно дается возможность детям проверить, что у них получилось. Предлагается им пофантазировать, спросив, какое выражение лица могло бы принадлежать каждому из братьев. Это удерживает урок в сюжете сказки. Выслушиваются ответы детей, учитель хвалит их за догадливость и умение обосновать свой ответ. Просит их подписать выбранные изображения именами братьев .
Поскольку разговор шел о братьях Ивана, этот пункт плана легко перетекает в другой -
Логическую разминку - при помощи небольшой связки, которую предлагает учитель.
Работа над вторым пунктом плана.
В качестве логической разминки предлагается логическая задача. Текст задачи:
Предположим, что Иван нашел не одно перо жар-птицы, а несколько. И поделился с братьями. Перышки были разного цвета: желтого, красного и оранжевого. Цвет перышка у Ивана не желтый, а перышко оранжевого цвета не у Ивана и не у Гаврилы. Какого цвета перышко получил каждый из братьев?
При решении логической задачи хорошие результаты дает групповая форма работы. Дети совещаются, выслушивают мнения друг друга, коллективно ищут решение. Когда задача решена, один человек, которого выбирает группа, объясняет решение у доски. Задача приобретает вид таблицы, куда ставят "+" и "-". На этом этапе происходит работа над развитием логического мышления, умением выходить из нестандартных ситуаций, принятием коллективного решения и осуществление выбора.
Имена | красное | желтое | оранжевое |
Иван | + | - | - |
Данило | - | - | + |
Гаврило | - | + | - |
Работа над третьим пунктом плана.
На этом этапе урока дети работают с мультимедийным курсом "Путешествие в конструирование". Они пересаживаются за компьютерные столы, из содержания курса выходят в раздел "Головоломки". Путем свободного выбора вида головоломки они осуществляют сборку птицы по заданному контуру. Пока дети собирают головоломки.
Учитель следит за их работой и знакомит с занимательным материалом о жизни птиц.
Это задание позволяет совершенствовать навыки работы с компьютером, умение ориентироваться в пространстве экрана, позволяет приобщиться к культуре разных народов через игру. Необходимо помнить, что непрерывное время работы детей за компьютером не должно превышать 10 - 15 минут.
Учитель проверяет работы детей, хвалит и благодарит их.
Ученики пересаживаются за свои рабочие столы. После этого осуществляется переход к следующему пункту плана - графическому диктанту.
Работа над четвертым пунктом плана.
Ведущий читает отрывок из сказки
На земле и под землей
Он товарищ будет твой;
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.
На клетчатом листе дети отмеряют вниз 9см и вправо 9 клеток для определения стартовой точки. Диктант читает учитель спокойным, четким голосом, делая небольшую паузу в конце каждой команды. Особого внимания требуют линии, проводимые по диагонали.
Этот вид работы требует от детей большой сосредоточенности, внимания. Он хорошо развивает пространственное ориентирование. После выполнения графического диктанта получившееся изображение можно раскрасить, добавить элементы пейзажа - словом, проявить фантазию. У детей получается не просто контур объекта, а целый рисунок.
- Вправо 2;
- Влево вверх по диагонали 1;
- Вверх 1;
- Влево вверх по диагонали 1;
- Вправо вверх по диагонали 2;
- Вверх 1;
- Вправо 7;
- Вправо вниз по диагонали 2;
- Вниз 4;
- Вправо 2;
- Влево вверх по диагонали 1;
- Вверх 9;
- Вправо вниз по диагонали 2;
- Вверх 2;
- Влево вверх по диагонали 7;
- Влево 1;
- Вправо вниз по диагонали 4;
- Вправо 1;
- Влево вниз по диагонали 3;
- Влево 2;
- Влево вверх по диагонали 4;
- Вправо вверх по диагонали 1;
- Вверх 1;
- Влево вверх по диагонали 1;
- Влево 1;
- Влево вниз по диагонали 1;
- Вниз 1;
- Вправо вниз по диагонали 1;
- Влево вниз по диагонали 1;
- Вниз 2;
- Вправо вниз по диагонали 1;
- Влево вниз по диагонали 2;
- Влево 2;
- Влево вниз по диагонали 4;
- Вправо 2;
- Вправо вверх по диагонали 4;
- Вниз 4;
- Влево вниз по диагонали 1;
- Вправо вниз по диагонали 2;
- Вниз 1;
Работа над пятым пунктом плана.
Последний этап - самостоятельное изготовление детьми оригами по чертежам - опорам.
Ведущий читает последний отрывок из сказки, описывающий кита. : Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперек него лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты.
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Учитель напоминает детям правила работы с ножницами.
Этот этап работы на уроке - самый продолжительный. Дети показывают свое умение читать чертежи, складывать по ним оригами. Часть изделий выполняется по памяти. Для более сложных оригами учитель заготавливает чертежи-опоры, к которым дети могли бы обратиться. (Приложение 1). Не возбраняется и учителю изготовить 1-2 оригами. Эта деятельность очень сближает всех присутствующих. Можно изготовленные оригами сразу прикреплять на нужное место на доске, а можно сделать их побольше и всей группой или по очереди украшать доску.
Подведение итогов.
Когда все оригами прикреплены к доске, дети любуются своей работой. Учитель простит их подумать, достигнута ли цель урока. Дети обосновано отвечают. Учитель задает вопрос, что помогло детям достичь цели урока? Выслушивает их ответы. (Умение читать чертеж, складывать оригами по чертежу, внимание, фантазия) Дополняет их, если нужно.
Детям предлагается пример иллюстрирования фрагмента другой сказки. Обращается их внимание на то, что можно использовать в работе рисунок и аппликацию.
Домашнее задание.
Дети получают творческое задание составить композицию к любимой сказке, используя оригами, аппликацию и рисунок.
Учитель благодарит детей за работу на уроке.