Урок: Окружающий мир
Технология обучения: Технология интерактивного обучения
Класс: 3
УМК "Перспективная начальная школа"
Учебник: Наш мир, 3 класс, 1 часть, авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимова
Цели:
- проверить знания обучающихся по основным вопросам изученных тем;
- продолжить формирование практических умений, развитие памяти, устной речи, мышления;
- поддержать активную познавательную деятельность обучающихся и их интерес к предмету.
Оборудование:
- цветные жетоны для деления на группы,
- глобус,
- оценочные листы для учеников,
- информационные листы.
Тип урока: урок-соревнование
Ход урока
I Организационный момент
В начале урока обучающиеся делятся на группы по цвету жетона (учитель по своему усмотрению делит класс). Каждая группа сидится за отдельный стол. У каждого ученика информационный лист для работы на уроке (Приложение № 1). Информационные листы заполняются самими обучающимися в ходе урока.
II Основная часть.
Учитель. Сегодня, ребята у нас последний урок по теме "Изображение Земли на карте и глобусе", "Ориентирование на местности". Каждая команда придумает себе название, связанное с темой урока. На уроке вы выполните 5 заданий, которые будут вам предложены, таким образом, мы проверим ваши знания по данной теме.
Итак, задание № 1 "Разгадай кроссворд". Я буду вам загадывать загадки, а вы записывайте ответы в информационных листах.
По вертикали:
- Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
- На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках. (Полюс)
- Вокруг нее Земля вращается, а утро с ночью не встречается. (Ось)
По горизонтали:
- Он Земли изображение и не любит искажения. (Глобус)
- Под стеклом сижу, во все стороны гляжу. В лес со мною заберешься - и с пути ты не собьешься. (Компас)
- Моря есть - плавать нельзя, дороги есть- ездить нельзя, Земля есть пахать нельзя. Что это? (Карта)
Учитель. А сейчас, 1 человек от группы выходит и вписывает ответ в сетку на интерактивной доске (слайд № 2). Все остальные проверяют себя, и выставляет количество заработанных баллов в оценочных листах (Приложение № 2). За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов за задание - 6. (работа обучающихся с интерактивной доской). Самопроверка.
Задание № 2 "Географический диктант"
Учитель. Предлагаю вам географический диктант. Я буду читать начало предложений, а вы его закончите. Будьте внимательны! (Слайд № 3)
Вопросы:
- Линии, указывающие направление север-юг, называют: (меридианами)
- Линия, проведенная на глобусе более толстой или красной линией, называют: (нулевым меридианом)
- Самая большая параллель Земли: (экватор)
- Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсу от экватора, называют: (параллелями)
- Экватор делит земной шар на два полушария, которые называются: (Южным и Северным полюсами)
- Огромные водные пространства, окружающие материки и острова, называют: (океанами)
- Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют: (горизонтом)
- Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равниной, называют: (горами)
- Небольшие возвышения над земной поверхностью, называют: (холмами)
- Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют: (материками)
- Уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками, называют: (географической картой)
- Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками, называют :. (планом местности)
- Линия, где небо как будто сходится с землей, называют: (линией горизонта)
- Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности, называют:. (компас)
- Направление, которое показывает окрашенная в красный цвет стрелка прибора для ориентирования, называется: (юг)
- Самая низкая часть оврага называется : (дно)
- Сколько основных сторон горизонта тебе известно: (4)
- Сколько материков тебе известно: (6)
Учитель. За каждый правильный ответ - 1 балл. (После ответа на вопрос учитель опускает шторку (интерактивная доска, слайд № 4,5), где спрятан верный ответ, таким образом, осуществляется самопроверка)
Задание № 3 "Путешествие вокруг света"
Учитель: На ваших столах есть глобусы. Каждой команде я раздам по два вопроса, на которые вы отвечаете сначала в команде, а потом представите свой ответ у доски на географической карте. За каждый правильный ответ - 1 балл. Выставляют в оценочных листах (Приложение № 2)
- На каком материке находятся Гималайские горы? (Евразия)
- Какой материк омывает Южный океан? (Антарктида)
- Какой океан омывает Евразию с северной стороны? (Северный Ледовитый океан)
- Какой материк имеет только северные берега? (Антарктида)
- Какие материки целиком лежат в Западном полушарии? (Северная и Южная Америка)
- Какой океан находится между материками Африка и Австралия? (Индийский океан)
Ответы обучающихся. Работа с картой на интерактивной доске (слайд № 6). Оценивание.
Задание № 4 "Отгадай"
Учитель. На интерактивной доске будут появляться рисунки географических объектов. Ваша задача узнать материки и на информационных листах (Приложение № 1) под номерами записать ответы.
На доске появляются географические объекты (слайды № 7 - 12): 1- контур материка Австралия, 2 - контур материка Африка, 3 - контур материка Южная Америка, 4 - контур материка Северная Америка, 5 - контур материка Антарктида, 6- контур материка Евразия. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 6. Оценочный лист (Приложение № 2)
Задание № 5 "Укажите направление на карте"
Учитель раздает каждой команде по 2 задания. Нужно на интерактивной доске указать направление, данное в задании (слайд № 13 ).
- Наложите на физическую карту России стрелку С так, чтобы она показывала направление на север от города Москва.
- Стрелку Ю положите так, чтобы она показывала направление на юг от города Екатеринбург
- Расположите стрелку З так, чтобы она показала направление на запад от города Владивосток.
- Наложите стрелку Ю так, чтобы она показала направление на юг от города Омск.
- Наложите стрелку В так, чтобы она показала направление на восток от города Санкт - Петербург.
- Положите стрелку З так, чтобы она показала направление на запад от города Челябинск.
За каждый правильный ответ 1 балл. Оценочный лист (Приложение № 2)
III Итог урока
Подсчитываем количество заработанных баллов в оценочных листах. Подводим итоги.
Критерии оценивания вывешиваются на доске. Обучающиеся считают баллы и выставляют оценку за урок. (Слайд № 14)
Критерии в командном зачете
- 1 место - 34 - 37 балла
- 2 место - 30-32 балла
- 3 место - 26-28 баллов
Критерии оценивания в индивидуальном зачете
- "5" - 37-32 балла
- "4" - 30-32 балла
- "3" - 22-28 баллов