Цель:
- развитие умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме;
- развитие умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске записаны слова:
Блест шь, мечта шь, плыв ш, мелька т, леж те, помеша те, по т, меле т.
- Прочитать написанные на доске глаголы. Поставьте в них ударение. Разделите их на две равные группы.
- Какие глаголы вошли в первую группу? (глаголы с ударными личными окончаниями).
- Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями? (Если в окончании гласная Е, а в форме третьего лица множественного числа окончания – ут (-ют), это глаголы I спряжения. Если в окончании глагола гласная И, а в форме третьего лица множественного числа окончание ат (-ят), это глаголы II спряжения).
- Назовите вторую группу глаголов. (мечтаешь, мелькает, помешаете, мелеют. Это глаголы с безударными личными окончаниями).
- Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний глаголов (нечётко слышится гласная).
- Определите тему сегодняшнего урока.
Тема сегодняшнего урока “Правописание безударных личных окончаний глаголов”
II. Чистописание.
Сегодня на минутке чистописания мы напишем букву, с которой начинается корень всех написанных на доске глаголов с безударным личным окончанием. Какая это буква? (м)
- Составьте цепочку букв. В неё должны войти все личные окончания глаголов I спряжения в порядке их изменения по лицам и числам. Перед каждым окончанием пишется согласная М.
Мумильметмемметемут
- Напишите цепочку букв, заменив в ней личные окончания глаголов I спряжения на личные окончания глаголов II спряжения
Мулишьмитмиммитемат
III. Новый материал
На доске написаны слова: ход шь, чист м, ниме т, реж шь, желтее м, ду т.
- Прочитайте написанные на доске глаголы. Поставьте в них ударения (ходишь, чистим, пилит, режешь, желтеем, дуют).
- Какие в данных глаголах личные окончания: ударные или безударные?
- Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (надо знать спряжение).
Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать по неопределённой форме. Напишите глаголы, которые вы видите на доске, парами: неопределённая форма и соответствующий ей глагол в той форме, в какой он написан на доске.
(ходить - ходишь, резать - режешь, чистить – чистишь, желтеть – желтеешь, пилить – пилим, дуть - дуешь).
- Сравните полученные пары глаголов. Попытайтесь сделать вывод, как по неопределённой форме можно определить спряжение глаголов?
Составьте план нашего рассуждения.
- Что надо знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
- Какие глаголы относятся ко II и I спряжению?
IV. Физкультминутка
Если услышите глагол, который оканчивается на – ить, хлопаете два раза. Ели назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топаете.
Клеить, думать, спасать, строит, успеть, купить, ломать, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.
V. Закрепление
Прочитайте. Напишите предложение, ориентируясь на таблицу. Вставьте пропущенные буквы.
Сияет со_нце, воды блещут
На всём улыбка жизн_ во всём,
Дерев_я радос_но тр_пещут,
Купаясь в небе голубом.
Долины сохнут и п_стреют.
Ноч_ю в п_лях под н_певы
Метели дремлют берё_ки и ели.
Скоро тёплый ветер юга все
Пробудит ото сна,
Скоро степи зап_стреют,
Скоро светлая в_сна.
№ п/п | Спряжение глаголов | |
I спряжение | II спряжение | |
1 2 3 4 |
1 2 1 3 |
- - 1 |
VI. Итог
Для того, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов нужно:
Памятка “Правило помощник”
- Дан глагол
- Ставь глагол в неопределённой форме (что делать? Что сделать?)
- Смотрю на окончание в неопределённой форме.
- Если глагол оканчивается на –ить + 7 глаголов на –еть и 4 глагола на –ать – II спряжение - И. Все остальные глаголы I спряжения - Е