Цели и задачи урока:
- Определить уровень знаний учащихся основных понятий.
- Проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России.
- Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и форами рельефа.
- Развивать умение работать с картой и высказывать свое мнение.
- Прививать любовь к Родине.
Оборудование: Физическая, тектоническая карты России, атласы.
Структура урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и задач урока.
2. Повторение.
Работа в парах.
- 1 вариант: показать равнины России.
- 2 вариант: показать горы России.
3. Проверочная работа.
Задание 1. Проверка уровня знаний номенклатуры.
Географический диктант в парах.
Сначала показывает 1 вариант, а 2 вариант проверяет и отмечает правильный показ "плюсом". Затем показывает 2 вариант. Одновременно учитель проверяет показ объектов.
Задание для 1 варианта:
1. Кавказ.
2. Восточно-Европейская равнина.
3. Уральские горы.
4. Саяны.
5. Хребет Джугджур.
6. Чукотское нагорье.
7. Сихоте-Алинь.
8. Верхоянский хребет.
9. Ключевская сопка.
10. Горы Бырранга.
Задание для 2 варианта:
1. Западно-Сибирская равнина.
2. Алтай.
3. Алданское нагорье.
4. Горы Эльбрус.
5. Хребет Черского.
6. Корякское нагорье.
7. Становой хребет.
8. Среднесибирское плоскогорье.
9. Становое нагорье.
10. Валдайская возвышенность.
За проверку номенклатуры учащиеся получают первую оценку. Если правильно показано 10 объектов - оценка "5"; 8 - 9 объектов "4"; 7 - "3".
Задание 2. Проверка знаний терминов и понятий.
1 вариант:
1. Древние устойчивые участки земной коры. (Платформы).
2. Наука о вымерших организмах. (палеонтология).
3. Карта, содержащая информацию о горных породах.(Геологическая).
4. Скопление полезных ископаемых. (Месторождение).
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (Морена).
6. Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. (Эндогенные).
7.Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. (Оползень).
2 вариант:
1. Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность. (Щит).
2. Учение о строении земной коры. (Геотектоника).
3. Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур. (Тектоническая).
4. Работы по восстановлению почвы. (Рекультивация).
5. Внешние рельефообразующие процессы.(Экзогенные).
6. Формы рельефа образованные деятельностью ветра. (Эоловые).
7. Бурные грязекаменные потоки. (Сели).
За 7 правильных ответов - оценка "5"; за 6 правильных ответов - "4"; за 5 правильных ответов - "3".
Задание 3.
Составить характеристику рельефа.
1 вариант:
Русской равнины.
2 вариант:
Среднесибирского плоскогорья.
План характеристики.
1. Географическое положение.
2. Какой тектонической структуре соответствует.
3. Возраст пород.
4. Средние высоты.
5. Наибольшая высота.
6. Внешние процессы, формирующие рельеф.
7. Стихийные явления.
8. Полезные ископаемые.
3. Итог урока.
Тетради учитель собирает на проверку.
Итоговая оценка выставляется как средняя из 3-х.
4. Домашнее задание: повторить тему "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России".