Цель:
- познакомить со знаком приближенного равенства ();
- продолжить формирование вычислительных навыков; умения применять знак приближенного равенства;
- развитие математической речи, познавательных способностей, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
- воспитание культуры общения, умения работать в группе.
Оборудование: рисунок чорона, карточки с математическими знаками.
Технологии: развивающая, проблемная, групповая.
ИКТ: компьютер, презентация: карта Якутии, Пик Победы, река Лена, озеро Токо, чорон, эвенки, олени, город Нерюнгри.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке математики вы будете работать в группах.
- Запишите в тетради дату, классная работа. Оставьте 4 клеточки для записи темы урока.
II. Актуализация знаний. (Цель: формирование вычислительных навыков)
На доске: рисунок чорона, узоры, выражения.
От каждой группы выходят по 1 ученику, находят значение выражения.
- Каждому результату выражения соответствует узор, которым вы должны украсить данный сосуд. Вы должны найти значение выражения, найти соответствующий узор, а затем приклеить его на сосуд.
- 814 + 818 = 1.632
- 7.362 : 9 = 818
- 275 · 25 = 6.875
- 30.058 : 7 = 4.294
- 11.043 – 7.896 = 3147
- 88.074 + 1.722 = 89.796
- 89.796 – 46.543 = 43.253
- 89.000 – 76.648 = 12.352
- Как называется этот сосуд? (Чорон)
- А вы знаете, из какого материала его делают? (Из дерева, серебра, золота, чароита, пластмассы и т.д.)
- Но самый известный чорон сделан из мамонтовой кости, инкрустированный бриллиантами и серебром. Он хранится в национальном музее Якутии.
- А какое событие отметила наша республика в этом году? (375-летие вхождения в состав Российского государства).
- Сегодня на уроке вы узнаете некоторые факты о Якутии.
III. Открытие “нового”. (Цель: подвести учащихся к открытию новых знаний, формулирования темы урока)
- Рассмотрите математические знаки: + - · : > < = ?
- Что обозначает каждый знак?
- На какие группы можно их разделить?
- 1 гр. – знаки арифметических действий (+ - · :)
- 2 гр. – знаки сравнения (> < = )
- Как называется последний знак? Кто знает?
- Что вы сегодня должны узнать? Чему научиться? (Узнать, что обозначает этот (? ) знак, для чего его используют в математике, научиться применять знак (? )).
- Откройте учебники на стр. 64 № 153.
1) В практической деятельности люди часто вместо точных чисел используют приближенные, но более удобные числа.
Например, в школе учится 974 ученика. Точное число учеников во многих случаях заменяют приближенным. Это может быть 970, 980 и даже 1000.
- Подумай, в каких случаях необходимо использовать точное число учеников школы, а в каких это необязательно.
2) Если точное число заменяют приближенным или просто известно, что дано приближенное число, используется знак . Он обозначает приближенно равно.
- Итак, вы теперь знаете, что это знак приближенного равенства.
- Кто скажет, как будет называться тема урока? (Знак приближенного равенства).
- Запишите тему урока.
3) Используя знак приближенного равенства, прочитайте записи: 974 970, 974 980, 974 1000.
IV. Первичное закрепление. ( работа в тетради) (Цель: закрепить полученные знания)
№ 153, пункт 4. Замените точные числа 1.672, 10.013, 700.824 приближенными. Постарайтесь найти разные решения и запишите их. Работаем в тетради.
- Проверка
IV. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Цель: вторичное закрепление новых знаний последующей проверкой)
- Вернемся к тем числам, которые получились у вас при нахождении значений выражений.
- Назовите полученные числа. (1.632, 818, 6.875, 4.294, 3.147, 89.796, 43.253, 12.352).
- Запишите данные числа в порядке возрастания. (818, 1.632, 3.147, 4.294, 6.875, 12.352, 43.253, 89.796)
- Назовите их в порядке убывания. (89.796, 43.253, 12.352, 6.875, 4.294, 3.147, 1.632, 818)
Работа в группах:
- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых:
- I группа: 1.632
- II группа: 6.875
- III группа: 4.297
- IV группа: 3.147
- Чем похожи эти числа? (Это четырехзначные числа. У каждого из них по 4 разряда).
- Предлагаю вам заменить полученные точные числа приближенными. Точные числа подчеркните. Для выполнения данного задания от каждой группы 1 ученик работает у доски, 1 – на компьютере, а остальные в тетради. Затем проверим полученные числа.
- 1.632 1.630, 1.600
- 6.875 6.880, 6.900
- 4.294 4.290, 4.300
- 3.147 3000, 3200
Резерв (на усмотрение учителя):
820, 800
- А теперь послушайте некоторые факты о нашей республике.
1632 – Скажите, какое событие связано с этим числом?
(1632 г.- год вхождения Якутии в состав Российского государства);
- Кто из вас был в г. Якутске? Кто знает расстояние до г. Якутска?
818 (км) – расстояние от г. Нерюнгри до г. Якутска;
- Кто из вас летал на самолете?
6.875 (км) – расстояние от г. Якутска до г. Москвы;
4.294 (км) – длина реки Лены (самая крупная река нашей республики);
3.147 (м) – равна самая высокая точка Восточной Сибири пик Победы, находится на севере Якутии;
89.796 (чел.) – проживало в МО “Нерюнгринский район” по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.;
43.253 (муж) – проживает в МО “Нерюнгринский район” (46.543 жен.);
12.352 (школьн.) – в г. Нерюнгри в 2006 году.
- Какие числа я вам называла: точные или приближенные? Так, когда используем точные числа? А приближенные?
V. Творческая работа в группах. (Цель: развитие творческих способностей, математической речи, умения применять полученные знания)
- Каждой группе даны карточки с некоторыми данными. Используя их, составьте задачи и решите их. Ответ задачи запишите точным и приближенным числом.
- I группа: Численность населения МО “Нерюнгринский район” 89.796 человек.
Численность г. Нерюнгри 89.000 человек.
- II группа: Население г. Якутска по данным Всероссийской переписи 2002 года – 245.200 человек. МО “Нерюнгринский” - 89.796 человек.
- III группа: Самая большая наледь мира находится в Момском улусе. Ее длина – 40 километров, а ширина – 4 километра.
- IV группа: Поголовье оленей в оленеводческом хозяйстве села Иенгри в 2001 г. составляло 2429 голов. В 2006 году – 2718 голов.
Дополнительно: Село Иенгри – 1261 человек, село Хатыми – 506 человек.
Проверка: Назовите точные и приближенные числа.
VII. Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Когда используются точные числа? А когда приближенные числа?
- В завершении урока предлагаю вам посмотреть презентацию.