Урок математики в 4-м классе по теме "Знак приближенного равенства"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить со знаком приближенного равенства ();
  • продолжить формирование вычислительных навыков; умения применять знак приближенного равенства;
  • развитие математической речи, познавательных способностей, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитание культуры общения, умения работать в группе.

Оборудование: рисунок чорона, карточки с математическими знаками.

Технологии: развивающая, проблемная, групповая.

ИКТ: компьютер, презентация: карта Якутии, Пик Победы, река Лена, озеро Токо, чорон, эвенки, олени, город Нерюнгри.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке математики вы будете работать в группах.

- Запишите в тетради дату, классная работа. Оставьте 4 клеточки для записи темы урока.

II. Актуализация знаний. (Цель: формирование вычислительных навыков)

На доске: рисунок чорона, узоры, выражения.

От каждой группы выходят по 1 ученику, находят значение выражения.

- Каждому результату выражения соответствует узор, которым вы должны украсить данный сосуд. Вы должны найти значение выражения, найти соответствующий узор, а затем приклеить его на сосуд.

  • 814 + 818 = 1.632
  • 7.362 : 9 = 818
  • 275 · 25 = 6.875
  • 30.058 : 7 = 4.294
  • 11.043 – 7.896 = 3147
  • 88.074 + 1.722 = 89.796
  • 89.796 – 46.543 = 43.253
  • 89.000 – 76.648 = 12.352

- Как называется этот сосуд? (Чорон)

- А вы знаете, из какого материала его делают? (Из дерева, серебра, золота, чароита, пластмассы и т.д.)

- Но самый известный чорон сделан из мамонтовой кости, инкрустированный бриллиантами и серебром. Он хранится в национальном музее Якутии.

- А какое событие отметила наша республика в этом году? (375-летие вхождения в состав Российского государства).

- Сегодня на уроке вы узнаете некоторые факты о Якутии.

III. Открытие “нового”. (Цель: подвести учащихся к открытию новых знаний, формулирования темы урока)

- Рассмотрите математические знаки: + - · : > < = ?

- Что обозначает каждый знак?

- На какие группы можно их разделить?

  • 1 гр. – знаки арифметических действий (+ - · :)
  • 2 гр. – знаки сравнения (> < = )

- Как называется последний знак? Кто знает?

- Что вы сегодня должны узнать? Чему научиться? (Узнать, что обозначает этот (? ) знак, для чего его используют в математике, научиться применять знак (? )).

- Откройте учебники на стр. 64 № 153.

1) В практической деятельности люди часто вместо точных чисел используют приближенные, но более удобные числа.

Например, в школе учится 974 ученика. Точное число учеников во многих случаях заменяют приближенным. Это может быть 970, 980 и даже 1000.

- Подумай, в каких случаях необходимо использовать точное число учеников школы, а в каких это необязательно.

2) Если точное число заменяют приближенным или просто известно, что дано приближенное число, используется знак . Он обозначает приближенно равно.

- Итак, вы теперь знаете, что это знак приближенного равенства.

- Кто скажет, как будет называться тема урока? (Знак приближенного равенства).

- Запишите тему урока.

3) Используя знак приближенного равенства, прочитайте записи: 974 970, 974 980, 974 1000.

IV. Первичное закрепление. ( работа в тетради) (Цель: закрепить полученные знания)

№ 153, пункт 4. Замените точные числа 1.672, 10.013, 700.824 приближенными. Постарайтесь найти разные решения и запишите их. Работаем в тетради.

- Проверка

IV. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Цель: вторичное закрепление новых знаний последующей проверкой)

- Вернемся к тем числам, которые получились у вас при нахождении значений выражений.

- Назовите полученные числа. (1.632, 818, 6.875, 4.294, 3.147, 89.796, 43.253, 12.352).

- Запишите данные числа в порядке возрастания. (818, 1.632, 3.147, 4.294, 6.875, 12.352, 43.253, 89.796)

- Назовите их в порядке убывания. (89.796, 43.253, 12.352, 6.875, 4.294, 3.147, 1.632, 818)

Работа в группах:

- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых:

  • I группа: 1.632
  • II группа: 6.875
  • III группа: 4.297
  • IV группа: 3.147

- Чем похожи эти числа? (Это четырехзначные числа. У каждого из них по 4 разряда).

- Предлагаю вам заменить полученные точные числа приближенными. Точные числа подчеркните. Для выполнения данного задания от каждой группы 1 ученик работает у доски, 1 – на компьютере, а остальные в тетради. Затем проверим полученные числа.

  • 1.632 1.630, 1.600
  • 6.875 6.880, 6.900
  • 4.294 4.290, 4.300
  • 3.147 3000, 3200

Резерв (на усмотрение учителя):

  • 818 820, 800
  • 43.253 43.000, 43.300
  • 12.252 12.350, 12.400
  • 89.796 89.800, 90.000

- А теперь послушайте некоторые факты о нашей республике.

1632 – Скажите, какое событие связано с этим числом?

(1632 г.- год вхождения Якутии в состав Российского государства);

- Кто из вас был в г. Якутске? Кто знает расстояние до г. Якутска?

818 (км) – расстояние от г. Нерюнгри до г. Якутска;

- Кто из вас летал на самолете?

6.875 (км) – расстояние от г. Якутска до г. Москвы;

4.294 (км) – длина реки Лены (самая крупная река нашей республики);

3.147 (м) – равна самая высокая точка Восточной Сибири пик Победы, находится на севере Якутии;

89.796 (чел.) – проживало в МО “Нерюнгринский район” по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.;

43.253 (муж) – проживает в МО “Нерюнгринский район” (46.543 жен.);

12.352 (школьн.) – в г. Нерюнгри в 2006 году.

- Какие числа я вам называла: точные или приближенные? Так, когда используем точные числа? А приближенные?

V. Творческая работа в группах. (Цель: развитие творческих способностей, математической речи, умения применять полученные знания)

- Каждой группе даны карточки с некоторыми данными. Используя их, составьте задачи и решите их. Ответ задачи запишите точным и приближенным числом.

  • I группа: Численность населения МО “Нерюнгринский район” 89.796 человек.

Численность г. Нерюнгри 89.000 человек.

  • II группа: Население г. Якутска по данным Всероссийской переписи 2002 года – 245.200 человек. МО “Нерюнгринский” - 89.796 человек.
  • III группа: Самая большая наледь мира находится в Момском улусе. Ее длина – 40 километров, а ширина – 4 километра.
  • IV группа: Поголовье оленей в оленеводческом хозяйстве села Иенгри в 2001 г. составляло 2429 голов. В 2006 году – 2718 голов.

Дополнительно: Село Иенгри – 1261 человек, село Хатыми – 506 человек.

Проверка: Назовите точные и приближенные числа.

VII. Итог урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Когда используются точные числа? А когда приближенные числа?

- В завершении урока предлагаю вам посмотреть презентацию.