В ряде задач, стоящих перед ДОУ, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Если рассматривать готовность ребенка к школе с позиции формирующихся личностных свойств и качеств, то в этом отношении весьма показательным является качество самостоятельность, о которой очень много говорят и педагоги детских садов, и учителя начальных классов.
Согласно психолого - педагогическим источникам самостоятельность детей старшего дошкольного возраста выражается в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно, не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
В практике дошкольного возраста недооценка воспитателем значения самостоятельности приводит к тому, что дошкольники не реализуют свой возрастной потенциал, и не достигают необходимого уровня готовности к решению задач.
В организации воспитательно - образовательного процесса по этому направлению, я выделяю ряд этапов.
На первом этапе (младший - средний возраст) я учу ребенка выполнять поручения (в уголке природе, даю поручения).
Главной задачей второго этапа (старший дошкольный возраст) для меня является обучение детей способам выполнения совместных заданий, развитие осознанности отношений между участниками. Поэтому я провожу целенаправленную педагогическую работу по организации и проведению игровой, продуктивной, трудовой деятельности с целью формирования умений и навыков, способствующих проявлению самостоятельности.
На третьем этапе работы (подготовительная группа) я активно привлекаю детей к коллективным видам деятельности (общие задания, конкурсы, викторины и т.д), с целью научить детей - выпускников анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, учу соотносить свои возможности с возможностями товарища. Показательно, что при выполнении индивидуальных заданий самостоятельность сравнительно не высока и нет разнообразия ее проявлений, особенно в тех случаях, когда нужно добиться конечного результата, успеха деятельности. Как правило, дети выполняют задание, но делают это не уверенно, пользуются только хорошо известными им приемами, редко вносят что-то свое.
Все это говорит о том, что самостоятельность, требующая от детей обобщения фактов и переноса навыков и умений с одного дела на другое, в индивидуальной деятельности проявляется слабо. Следовательно, в работе я должна создать условия, где ребенок мог бы овладеть этими навыками и умениями, помогать детям в поиске способов возможного обучения и самообучения. В условиях совместной коллективной деятельности самостоятельное поведение ребенка несколько изменяется. Дети, как правило, положительно реагируют на предложение делать что-либо вместе, стремятся согласовывать друг с другом, распределяют обязанности, создают обстановку, удобную для всех участников деятельности. Они дают советы, обращаются за помощью к другим детям. Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста неоднородна. В зависимости от условий, рода деятельности, индивидуальных особенностей ребенка, от соучастника деятельности она может проявляться в большей или меньшей степени.
Согласно моим наблюдениям за играми детей старшего дошкольного возраста в "учебной зоне" приоритет отдается продуктивным видам деятельности (44%), сюжетной игре (17%), играм с правилами (8%), конструированию из строительного материала (10%), познавательно-исследовательской деятельности - игры с головоломками, мозаика (14%).
По длительности пребывания детей группы в уголке отмечено:
- игровой уголок - 46%
- рабочая зона - 20%
- изобразительный уголок - 20%
- дидактический уголок- 5%
- театрализованная зона - 4%
- книжный уголок - 2%
- физкультурный уголок - 2%
- музыкальный уголок - 0,3
- природный уголок - 0,7%
При характеристике уровня самостоятельности ребенка - выпускника я учитывала:
- способность ребенка войти в ситуацию во время деятельности
- наличие у ребенка представлений о содержании и целях деятельности
- отношение со сверстниками (формы участия в выполнении общих дел)
- направленность и способы активных действий ребенка в деятельности (использование нового в сочетании со старым)
Согласно психолого-педагогическим источникам можно выделить три уровня самостоятельности детей. Дети первого уровня самостоятельности отличаются высокой общительностью. Они любят участвовать в общих играх, делах. Охотно приглашают детей, сами соглашаются с предложением делать что-либо вместе. В игре четко представляют перспективу развития, подбирают в группе соответствующий материал, целенаправленно действуют, элементарно планируют ход и последовательность действий. Замысел игры доводят до конца, проявляют критическое отношение к соучастникам. В суждениях можно заметить обобщение собственных наблюдений за деятельностью сверстников. Отношения в основном доброжелательные.
Дети второго уровня самостоятельности с интересом относятся к общим играм и занятиям. В выборе соучастников игры в основном ориентируются на личные впечатления. Договариваясь о выполнении задания, чаще соглашаются с другими, реже сами что-либо предлагают. В привычной для них обстановке действуют уверенно. Но, выполняя задание, мало вносят разнообразия, так как самостоятельный поиск способов у них отсутствует. В деятельности используют преимущественно те материалы, которые хорошо известны.
Дети третьего уровня самостоятельности на предложение совместной деятельности отвечают положительно. Но, выполняя задание, сосредотачиваются на собственных действиях и часто не замечают действий других. Выполняя совместные поручения. Задания они мало разговаривают, не советуются. В результате дело остается не законченным или небрежно выполненным.
Опираясь на такую относительную характеристику, в течение года я планировала работу с детьми. Благодаря четкой, поэтапно выстроенной работе можно говорить о высоком уровне развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста - моих выпускников.
Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу, что высокий уровень самостоятельности детей во многом предопределяется грамотной организацией деятельности воспитателем. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если применять их системно, если педагог хорошо знает и чувствует ребенка.
Мои воспитанники - выпускники по результатам наблюдений, организованной диагностики (игры, задания) показали, что 100% - самостоятельны в деятельности ( это дети первого и второго уровня самостоятельности)
Педагоги начальных классов отмечают высокую активность моих выпускников на занятии, высокую самостоятельность в продуктивных видах деятельности.