Цели урока:
- Формировать умения и навыки в решении квадратных уравнений графически;
- Расширение кругозора учащихся; развитие мышления, умения работать в парах;
- Воспитание общей культуры, взаимовыручки.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Прежде чем начать наш урок, я хотела, чтобы каждый из вас подумал, как ему удобно выполнять любую работу одному или совместно с товарищем:.
Конечно, каждый из нас должен обладать таким качеством, как готовность прийти на помощь другому. Взаимопомощь или взаимовыручка воплощение добропорядочности, отзывчивости. Сегодня на уроке попробуем убедиться, в том что даже выполняя математические задания работа в парах дает более высокий результат. И тогда подтверждаются известные слова, что учиться не легко, но интересно.
Тема нашего урока: "Квадратные уравнения (методы решения)". Мы рассмотрим несколько графических способов решения квадратных уравнений. А значит, нам нужно вспомнить графики каких функций мы уже умеем строить в координатной плоскости. Остановимся на построении графика квадратичной функции.
Математический диктант. (интерактивная доска)
1 вариант
1. Какая из следующих функций является квадратичной: а) ; б)
2. Назовите коэффициенты а, в, с квадратичной функции:
3. Назовите коэффициенты а, в, с квадратичной функции:
4. Составьте квадратный трехчлен , у которого а = 9,в = -3, с = -1
5. Не выполняя построения, ответьте на вопрос, куда (вверх или вниз) направлены ветви параболы у =
6. Запишите уравнение прямой, которая является осью симметрии параболы
7. Найдите координаты вершины параболы
2 вариант
1. Какая из следующих функций является квадратичной: а) ; б)
2. Назовите коэффициенты а, в, с квадратичной функции:
3. Назовите коэффициенты а, в, с квадратичной функции:
4. Составьте квадратный трехчлен , у которого а = 2, в = -1, с = 4
5. Не выполняя построения, ответьте на вопрос, куда (вверх или вниз) направлены ветви параболы у =
6. Запишите уравнение прямой, которая является осью симметрии параболы
7. Найдите координаты вершины параболы
Взаимопроверка. (учащиеся в парах обмениваются тетрадями)
II. Актуализация знаний (интерактивная доска)
Прежде всего, вспомним, какие уравнения называются квадратными. /Уравнение вида , где х - переменная, a,b,c - числа, называется квадратным. / Квадратное уравнение, записанное в таком виде, является стандартным видом уравнения. Как называются числа a, b, c ?
/ а - старший коэффициент, b - второй коэффициент, с - свободный член/ .
К методам решения уравнений относятся:
- разложение на множители;
- введение новой переменной;
- графический способ.
Рассмотрим наиболее "зрелищный" метод. - Графический метод
Предварительная подготовительная работа.
У учащихся на столах заготовки (на пленке) с декартовой системы координат. Предлагается работать в парах. Нужно построить графики следующих функций:
1 ученик | 2 ученик |
Построив по первому графику, совместим заготовки . Точка пересечения графика?
Для решения уравнения f(x) = g(x) необходимо построить графики функций y = f(x), y = g(x) и найти точки их пересечения; абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения. Вспомним применение этого метода при решении квадратного уравнения:
Применяя графический метод в данном случае, мы нашли точное значение корней, но так бывает не всегда. Однако графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.
Историческая справка
Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это эпоха расцвета Вавилонии и Древнего Египта. Первое тысячелетие н. э. - Римские завоевательные войны. К этому периоду относится творчество Диофанта. Его трактат "Арифметика" содержит ряд задач, решаемых при помощи квадратных уравнений. В IX веке узбекский математик Аль-Хорезми в Трактате "Алгебра" классифицирует квадратные уравнения. Для нас это время знаковое тем, что приблизительно в это время образуется древнерусское государство Киевская Русь. Все это время отличные по записи уравнения считались различными. Не было единого подхода к их решению. И только в XVI веке французский юрист, тайный советник короля Франции и математик Франсуа Виет впервые вводит в обращение буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для данных, то есть коэффициентов уравнения. Тем самым он заложил основы буквенной алгебры.
Физминутка.
Разгадывание кроссворда (в презентации)
III. Закрепление изученного на уроке.
Работа в парах. Учащимся предлагается решить двумя способами - графическим и аналитическим уравнения. №23. 1(а) на доске 0 и 2
IV. Самостоятельная работа.
№23. 1 (б) -первая пара | Ответы 0 и 6 |
№23. 1 (в) - вторая пара | Ответы 0 и -4 |
№23. 1 (г) - третья пара | Ответы 0 и -8 |
№23. 2 (б) - пятая пара | Ответы 1 и -1 |
№23. 2 (а) - четвертая пара | Ответы 2 и -2 |
№23. 2 (в) - шестая пара | Ответы 3 и -3 |
№23. 2(г) - седьмая пара | Ответы 2 и -2 |
На доске карточки с ответами:
1) КО 1 и -1
2) ТЬСЯ- 0 и 6
3) ИНТЕРЕС 3 и -3
4) ЛЕГ 0 и -8
5) НО 2 и -2
6) НЕ 0 и -4
7) УЧИ 0 и 2
V. Подведение итогов.
Высказывание Я. А. Коменского: "Учиться нелегко, но интересно".
Итак, графические способы решения квадратного уравнения красивы и приятны, но не дают стопроцентной гарантии решения любого квадратного уравнения. Стопроцентную гарантию дает алгоритм решения квадратных уравнений, выработанный математиками, о котором мы поговорим позже. Ребята, как вам работалось в парах? Думаю, что вы всегда будете советоваться с товарищами и оказывать им помощь.
VI. Домашнее задание. п. 23 № 23. 3