Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Эффективные методы работы на уроке

Разделы: Математика


Цели:

  • Систематизировать умения и навыки учащихся по сложению и вычитанию десятичных дробей;
  • Развивать мыслительную активность учащихся;
  • Прививать любовь к устному народному творчеству и математике, воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества.

Эпиграф:

"У кого сильные мышцы,
Тот победит одного,
Кто силен знаниями -
Тот победит тысячи".

Ход урока

Здравствуйте ребята! Вы любите читать сказки?....

Молодцы! Это очень полезное занятие. Чтобы быть грамотными нужно как можно больше времени уделять чтению книг. Но сегодня на уроке я предлагаю вам не читать, а слушать сказку и вместе с героями преодолевать препятствия, возникающие у них на пути. Согласны?....

Помочь сказочным героям мы можем, показав свои знания по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". Давайте посмотрим, готовы ли вы путешествовать с героями сказки.

1. Актуализация знаний учащихся.

1) Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей;

2) Как сравниваются десятичные дроби по разрядам;

3) Как складываются и вычитаются десятичные дроби;

4)Сформулируйте правило округления чисел.

Хорошо. Я вижу, что вы готовы к работе.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь Василиса Премудрая. Её любимое занятие было - увлечение математикой. Однажды она предложила своим подданным расположить на координатном луче точки, координатами которых являются десятичные дроби. Давайте поможем им.

На интерактивной доске изображен координатный луч. Учащимся нужно расставить числа.

Задание 1. Расположите на координатной прямой точки с координатами 0,46; 0,8;, 1,12; 0,38; 0,68; 1,02.

Рис 1.

Молодцы!

Но внезапно поднялся сильный ветер. С деревьев осыпались листья, и ветер поднял Василису Премудрую высоко над землей и унес в неизвестном направлении. А чтобы узнать, где искать свою дочь царь велел своим подданным собрать опавшие листочки с любимого дерева Василисы-Премудрой. Все они перемешались и необходимо найти им свое место.

 Задание 2. На 3 макетах деревьев записаны единицы измерения длины. На 1 дереве величины нужно выразить в метрах, на 2 и 3 в сантиметрах, записав результаты десятичными дробями. Вспомните, какую часть от метра составляет 1 см, от сантиметра 1 мм.

У К О Щ Е Я Б Е С С М Е Р Т Н О Г О
.2,04; 1,52; 2,006; 3,2; 0,9; 1,02; 50,1; 30,5; 40,8; 9; 4,8; 15,2; 10,2; 2,6; 5,1; 30,2; 3,5; 2,4

Рис 2.

У 2м 4 см = Б 5 см 1 мм = Р 10 см 2 мм =
К 1 м 52 см = Е 30 см 5 мм = Т 26 мм =
О 2 м 6 мм = С 4 дм 8 мм = Н 5 см 1 мм =
Щ 3 м 2 дм = С 90мм = О 3 дм 2 мм =
Е 90 см = М 48 мм = Г 3 см 5 мм =
Я 1 м 20 мм = Е 15 см 2 мм = О 2 см 4 мм =

Как только на деревьях появились верные равенства можно прочитать: ВАСИЛИСА-ПРЕМУДРАЯ У КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО

Узнав где дочь, царь попросил своего верного слугу стрелка Ивана отправиться за Василисой.

А идти Ивану далеко. Вот раскинулся перед ним дремучий лес.

2. Самостоятельная работа.

Никак не может он пробраться через лесную чащу. Дорога откроется только тогда, когда правильно выполним следующее задание.

Задание 3. Вместо звездочки поставьте знак <,= или >так, чтобы подучилось верное равенство или неравенство:

1,9 *2,01 0,52 * 0,5200 12,12 * 12,212
3,12 * 3,102 6,32 *63,2 5 * 4,459

Проверяем с помощью интерактивной доски .

Хорошо. Помогли Ивану. Идет он дальше, а перед ним - река. И переправиться можно на лодке, если решить верно задачу на движение.

Задание 4. Решите задачу № 1274:

Собственная скорость моторной лодки 21, 6 км/ч. Скорость течения 4,9 км/ч. Найдите скорость лодки по течению и против течения.

Для развития логического мышления: Какой вопрос можно поставить в задаче, чтобы она решалась в 3 действия.

И с этим заданием справились ребята. Ну а теперь пора отдохнуть Ивану и вам тоже.

Физминутка.

Презентация. Старинные русские меры.

  • Старинная мера массы пуд равна 16,38 кг. Округлите это значение до целых, до десятых.
  • Старинная русская мера длины верста равна 1067 м. Округлите это значение до десятков, до сотен.
  • Старинная мера длины сажень равна 2,13 м. Округлите это значение до целых, до десятых.

Отправился Иван дальше. Видит перед ним избушка на курьих ножках. Что сказал Иван избушке Помните ? :. Верно.

- Избушка, избушка, повернись к лесу передом ко мне задом!

Логическая задача.

На рисунке указаны восемь вариантов комбинирования одного большого и двух маленьких кругов. Вместо девятого варианта поставлен знак вопроса. Рассмотрите фигуры на рисунке и укажите, какую из них можно изобразить вместо знака вопроса, не нарушая закономерности комбинирования кругов.

Рис 3.

А тут и Баба-Яга выбегает.

- Что тебе молодец надобно?

Тогда Иван и рассказал ей о том, что ищет царство Кощея, хочет освободить Василису-Премудрую. А Баба-Яга ему свое условие: " Я 33 года не могу решить уравнения, поможете мне, тогда и укажу дорогу в Кощеево царство".

Давайте ребята поможем Бабе-Яге.

Задание 5. Найдите корни уравнений №1211 (в,г,д,е)

в) 13,5 - х =1,8

х = 13,5 - 1,8

х = 11,7

Ответ: 11,7

г) 15,4 + к = 15,4

к = 15,4 - 15,4

к = 0

Ответ: 0

д)2,8 +у +3,7 = 12,5

(2,8+3,7) +у =12,5

6,5 + у = 12,5

у = 12,5 - 6,5

у = 6

Ответ: 6

е) (5,6 - г) + 3,8 =4,4

5,6 - г = 4,4 - 3,8

5,6 - г = 0,6

г = 5,6 - 0,6

г =5

Ответ:5

Работают по вариантам: 1 вариант (в,д) 2 вариант (г,е)

Ну, спасибо, Иван, ребята и вам спасибо. Вот вам клубок, который приведет к Кощееву царству. В добрый путь!

Бежит Иван за клубком. И перед глазами у него возникает замок Кощея Бессмертного. А тот уже поджидает Ивана.

- Давно я не видел храбрецов и знатоков математики. Отдам я тебе Василису-Премудрую если найдешь периметр комнаты, в которой находится царевна.

Задание 6.

Длина комнаты 6,5 м, а ширина на 2,4 м короче. Найдите периметр комнаты.

Решение:

1) 6,5 - 2,4 = 4,1 (м) - ширина комнаты;

2) 6,5 +6,5 + 4,1 + 4,1 =21,2 (м) - периметр комнаты.

Ответ: 21,2 м.

Задание 7. А в комнатах термометры. Прочитайте показания.№1209. Сколько градусов будет показывать каждый из них, если его столбик:

а) поднимется на 5 малых делений; на 2 больших делений; на 0,5 С; на 1,4 С;

б) опустится на 6 малых делений; на 1 большое деление; на 0,3 С; на 1,2 С?

Взял Иван Василису-Премудрую за руку и пошли они вместе к царю, а по дороге он рассказал о своих помощниках- учениках 5 класса, которые помогали найти царевну. Решила она поблагодарить ребят , а ещё научить их выполнять более сложные действия с десятичными дробями : умножением и делением. Но это будет на следующих уроках. А пока ребята выполните дома похожие задания: №1270,1266