Цель: активизация мыслительных способностей детей через различные виды деятельности.
Задачи:
- закрепить знания о геометрических фигурах по характерным признакам (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- учить конструировать из геометрических фигур домик, машину, лодочку;
- уточнить представление детей о признаках весны: таяние снега, оттепель, солнечные лучи, сосульки и их таяние, появление цветущих растений и первоцветах, об одежде людей весной.
- учить детей подбирать слова-определения к слову солнце, продолжать учить детей разгадывать загадки о птицах.
- развивать внимание, память, творческое воображение.
- воспитывать любовь к природе, развивать чувство сопереживания, развивать коммуникативность.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, когда вы сегодня шли в детских сад обратили внимание на погоду?
Какая погода сегодня на улице?
Правильно, на улице холодно, пасмурно, идет снег.
А по календарю уже должна наступить весна.
Интересно, почему же ее до сих пор нет.
Давайте отправимся в гости к Весне и узнаем, что же случилось.
Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (на машине)
Правильно, на машине.
А сделаем мы с вами машину из геометрических фигур.
Посмотрите, какие фигуры лежат перед вами и подумайте из каких фигур можно сделать машину (индивидуальная работа).
Молодцы! Какие у всех замечательные получились автомобили.
Садитесь в машины, и отправимся в путешествие (воспитатель и дети поют песню М.Михалкова “Мы едем, едем, едем…”)
Ой, ребята, посмотрите, впереди озеро, дальше на машине ехать невозможно. Что же делать? На какой транспорт можно пересесть, чтобы переплыть это озеро.
Правильно на лодочку.
Как вы думаете, из каких геометрических фигур можно сконструировать лодочку? (индивидуальная работа).
И не забудьте, чтобы наша лодка плыла быстрее, ей необходим парус.
Лодочки готовы? Тогда надуваем паруса, (дети дуют, изображая ветер).
Переплыли озеро. А что это там на берегу?
Да это же домик или волшебный дворец?
Пусть каждый из вас придумает сам.
Какие геометрические фигуры вы будете использовать для строительства.
(самостоятельная работа детей).
Замечательные получились дворцы.
Как вы думаете, кто там живет?
Давайте постучим, и узнаем (дети стучат).
Основная часть.
Входит Весна.
Кто это там так громко стучит?
Это мы, пришли за тобой. Зима никак не хочет уходить от нас.
Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь.
Зима спрятала и заморозила моих помощников, а без них я никак не могу к вам прийти. Хотите узнать кто мои помощники?
Скажите, без чего не может наступить весна? (без солнышка)
Вот оно солнышко, оно светит, но не греет, зима заморозила его и чтобы солнышко растаяло, давайте расскажем, какое солнышко вы любите (теплое, лучистое, золотое, яркое, весенние, веселое, ласковое, красное и т.д. отвечает тот ребенок, которому бросают мяч).
Молодцы, с каждым словом наше солнышко становится все теплее и ярче и ледяная корочка сейчас уже исчезнет.
Солнышко ясное нарядись,
Солнышко красное покажись.
(Воспитатель поворачивает солнце “лицом”).
Вот и наше солнышко взошло,
Стало здесь нам всем тепло.
Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает)
Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель).
Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.
Я буду говорить, что происходит весной, и если так бывает вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то топать ногами. Словесно-дидактическая игра “Бывает - не бывает”
- Весной ярко светит солнышко.
- Весной на деревьях распускаются желтые листочки.
- Весной тает снег.
- Весной в лесу собирают грибы.
- Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.
- Весной идет дождь.
Дети хлопают - звенит капель (звучит металлофон).
Вы слышите? Это звенит капель. Какие вы молодцы, все сделали правильно и ваши звонкие ладошки.
Хорошо, вот мы расколдовали солнышко, оно растопило снег, зазвенела капель. И кто же этому радуется и звонко распевает песни? (птички)
Да вот же они спрятаны в клетке. Но эта клетка не простая, она выпускает только ту птичку, про которую правильно отгадаете загадку.
Прыг да скок, серая рубашка
Бурый пиджачок.
Что это за пташка? (Воробей)И сильна и хитра,
Кар кричит она с утра.
Поживиться серая
Прилетела первая. (Ворона)Непоседа, невеличка,
Желтогруденькая птичка,
Любит сало и пшеничку,
А зовут ее (синичка)В лесу у нас живет,
Птица не простая.
Верещунья, белобока
А зовут ее (сорока)Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Прилетает к нам опять. (Снегирь)
Дети называют птичку, и названную птичку сажаем в кормушку.
- После долгого заточения в клетке птичку необходимо покормить и для этого мы посадим ее в кормушку.
- Какие же вы молодцы, освободили всех птичек! Теперь мы будем слушать за окном звонкое пение птиц (звучит фонограмма “Звуки леса”)
Солнышко греет, снег тает, звенит капель, птицы весело щебечут и на пригорках, самых солнечных местах, скоро появятся первые цветы.
Но зима заморозила их, давайте им поможем прорасти.
А для этого нам необходимо составить схему-модель.
Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим,
Дождичек польет,
Оно прорастет,
Сначала стебелек,
А затем цветок.
Ну, вот и появился первый весенний росток. Ребята, а какие вы знаете первоцветы (мать-и-мачеха, подснежник).
Молодцы ребятки, вы справились со всеми заданиями, и помогли мне, скоро зима уйдет и в нашем городе наступит весна.
Заключительная часть.
Дети благодарят Весну и приглашают ее поиграть в подвижную игру “Сугроб тает” (чтение стихотворения сопровождается действиями детей):
Дети стоят, обнявшись за плечи, пояс, изображая сугроб.
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть
И ручьём пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробе,
Догони его, попробуй!Дети медленно опускают руки.
Дети-ручейки по одному отбегают от “сугроба”.
Лёгкий бег детей по группе.