Цель: развитие творческих способностей через разные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
- развивать танцевальное творчество, побуждать к активным самостоятельным действиям;
- закреплять умение двигаться в хороводах;
- продолжать учить определять характер произведения, выражать свои чувства словами;
- закреплять умение подыгрывать мелодии на шумовых инструментах;
- закреплять знания детей о временах года, о характерных признаках времен года;
- воспитывать желание действовать вместе со сверстниками.
Ход занятия
М.р. Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в путешествие по временам года. Подумайте и скажите, о каком времени года я скажу. То ударит мороз, то лужи появятся, то снег выпадет, то дождь, погода то пасмурная, то солнечная, снег грязный, бегут ручьи. Когда это бывает?
Дети. Весной.
Подходят к зеленому столику.
М.р. А какие инструменты могут изобразить капель?
Дети отвечают.
М.р. Скажите, что вам напоминает шуршание фантиков (ответы детей).
Пошуршать, подвести к разговору о ветерке.
М.р. Девочки будут капельками, а мальчики – ветерками. Слушайте внимательно музыку, как зазвучит музыка капелек, девочки зазвенят колокольчиками, а если услышите музыку ветра – мальчики пошуршат фантиками.
М/д игра “Капельки и ветер”.
М.р. Ну что ж, а теперь мы по лугу пойдем, хоровод заведем.
Хоровод “Мы по лугу пойдем”.
М.р. Пойдемте к желтому столику, поглядите на эту картинку и догадайтесь, к какому времени года относятся эти предметы на картинке.
Дети. Осень.
М.р. Правильно, сейчас я предлагаю вам сесть на ковер поудобнее, закрыть глаза и представить себе осенний день под музыку “Осень” композитора Левитина.
“Осень” м. Левитина.
М.р. Скажите, какие чувства и мысли вызвала эта музыка? Чему вы радуетесь осенью?
Дети отвечают.
М.р. Я предлагаю вам выразить свое настроение в танце “Осенний вальс”, вы можете использовать для своей импровизации листья, ленты, платочки, султанчики.
“Осенний вальс”.
М.р. Музыка звучала одна, а настроение каждый выразил по-разному: кто - дождик, кто - листопад или ветер. После дождливой и пасмурной осени пришла…
Дети. Зима.
М.р. Ребята, каких зимующих птиц вы знаете, какие птички не улетают, а живут с нами зимой?
Дети отвечают.
М.р. Давайте мы возьмем колпачки и погремушки и споем песенку “Снегири”, да еще погремим инструментами под музыку, отстукивая длинные и короткие звуки.
“Снегири” м. Тиличеевой.
М.р. Ребята, а ваши инструменты создают музыку или шум?
Дети. Шум.
М.р. Такие инструменты называются шумовые. Почему наши предметы звучат?
Дети отвечают.
М.р. А сейчас девочки превратятся в снежинок, а мальчики – в елочек, попробуем изобразить хоровод елочек и снежинок.
Хоровод “Зима”.
М.р. А теперь подумайте, в каком времени года мы еще не были.
Дети отвечают.
М.р. Какими словами можно назвать лето?
Дети отвечают.
М.р. А что вы любите делать летом?
Дети отвечают.
М.р. Вот мы сейчас поиграем, летом много солнца, много света и много цветов. (Муз. рук. раскладывает плоскостные цветы). Вы будете бабочками, которые будут летать под музыку, а как только музыка закончится, надо каждую бабочку посадить на свой цветок – чтобы бабочка и цветок были одного цвета.
Игра “Бабочки и цветы”.
М.р.
И снова осень, зима, весна, лето -
Каждый год повторяется это.
Всякие природные явления
Мы встречаем с разным настроением.
Закончим мы наше путешествие песенкой про времена года.
Песня “Цветной мир” (Лазарев М.Л.).
Используемая литература.
- “Фольклорно-экологические занятия” для старших дошкольников, автор-составитель Г.А. Лапшина.
- “Праздники в детском саду” серии “Дошкольник”, автор-составитель Г.А.Лапшина.