Цели:
- рассмотреть основные мероприятия внутренней политики Александра I, выяснить причины отказа от проведения либеральных реформ;
- развить навыки работы с документами, аналитическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать чувства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование и УМК: учебное пособие для 10 класса “История России в XVIII – XIX в.в.” Н.И. Павленко, Л.И Ляшенко, В.А. Твардовской, учебник “Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время.” для 10 класса А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Выполнение тестового задания.
- Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.
А) даровал личную свободу государственным крестьянам;
Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев;
В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян на волю за выкуп. - Указ от 12 декабря 1801 г. позволял лицам свободных сословий
приобретать:
А) земли без крепостных;
Б) земли и крепостных;
В) государственные мануфактуры. - По какому принципу строилась деятельность центральных органов
исполнительной власти согласно министерской реформе Александра I?
А) по принципу коллегиальности;
Б) по принципу единоначалия;
В) по принципу демократического централизма. - Какая территория была присоединена к России после окончания войны с
Наполеоном?
А) Вестфалия;
Б) Сардинское королевство;
В) большая часть Великого герцогства Варшавского. - В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.С. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н.
Новосильцев. Что объединяет эти имена?
А) это герои Отечественной войны;
Б) все они входили в кружок “молодых друзей” великого князя Александра Павловича – будущего императора;
В) все они были единомышленниками Павла I. - Какие функции получил Государственный совет, созданный в 1810 г?
А) законосовещательные;
Б) исполнительные;
В) законодательные. - Отметьте причины восстания декабристов:
А) бесправное положение крепостных крестьян;
Б) желание заговорщиков прийти к власти;
В) понимание заговорщиками экономической и политической отсталости России. - 23 мая 1816 г. Александр I утвердил положение о эстляндских крестьянах,
по которому в прибалтийских губерниях:
А) усилилось крепостное право;
Б) крепостное право было уничтожено;
В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли. - В 1822 г. Александр I издал указ, по которому
А) помещикам разрешалось без всяких объяснений ссылать неугодных крестьян в Сибирь;
Б) запрещалось ссылать крестьян в Сибирь;
В) запрещалось продавать дворовых людей. - Какова была цель создания военных поселений?
А) подавить волну выступлений крестьян;
Б) снизить государственные расходы на содержание армии;
В) организация массовой подготовки резервов.
Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – б/
2. Заполнение пропусков в схеме “Структура власти при Александре I”:
3. Заполнение таблицы:
Либеральные реформы Александра I | Реакционные преобразования Александра I |
1. 2. |
1. 2. |
III. Изучение материала.
1. Слово учителя. Беседа.
В 1818 г. А.С. Пушкин написал стихотворение “Сказка”:
От радости в постели
Распрыгалось дитя:
“Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?”
А мать ему: “Бай-бай! Закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки”.
– Как вы считаете, в чем смысл, основная идея стихотворения? О каких сказках царя идет речь? (Cтихотворение о нереализованных проектах-обещаниях Александра I.)
– Почему написано в 1818 г., а не ранее? (Gринято делить правление Александра I на два периода: 1) реформаторский, в ходе которого проводились либеральные преобразования в стране; 2) реакционный, когда после окончания Наполеоновских войн и создания системы Священного союза, император отходит от преобразований, и все создававшиеся проекты реформ остались нереализованными.)
– Какие проекты были разработаны в правление Александра I, кем? (М.М. Сперанский, 1809 г проект государственных преобразований; А.А. Аракчеев, 1818 г., проект отмены крепостного права; Н. Новосильцев, 1820 г., проект конституции.)
Сегодня на уроке, рассмотрев эти основные проекты, мы попытаемся сделать выводы, почему они не были реализованы императором.
2. Сообщения учащихся: точки зрения историков на правление Александра I.
Составление краткого конспекта в тетрадях.
1. Н. И. Греч:
Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и – человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую цензуру. Россия отдохнула. Но образ вступления на престол оставил в душе Александра невыносимую тяжесть, с которою он пошел в могилу.
Александр был задачею для современников, едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употреблял кнут на вате...
Император Александр, рожденный со всеми прекрасными дарами природы, наружными и внутренними, явился в свет в самое для него благоприятное время, когда Россия молила Бога о даровании достойного наследника престолу Екатерины. Бог и природа сделали для него все; люди извратили и испортили все, что могли.
2. В. О. Ключевский:
...Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.
В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности... Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили.
3. А. В. Предтеченский:
Царствование Александра представляет собой единый в своей внутренней сущности процесс. Деление его на два или больше периодов, различных по содержанию приходящихся на каждый из них мероприятий, должно быть отброшено...
Правительство Александра было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе своего социально-экономического и политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, какой она была и в 1801 г. Царь осуществлял интересы крепостников, а для этого нужно было идти не вслед за стихийной буржуазной эволюцией страны, а, напротив, препятствовать этой эволюции, задерживать ее, применяя меры, которые нельзя квалифицировать иначе, как реакционные. Поэтому в основе своей политика Александра была столь же реакционна, как политика Павла.
4. А. П. Бажова:
Подобно отцу, Александр I стремился к укреплению своей абсолютной власти, но он понимал непригодность тех методов, которыми действовал его отец. Павел был нетерпелив, груб, несдержан; его сын умел выжидать, действовать в обход, прислушиваться к настроениям общества. Политика выжидания и лавирования между различными дворянскими группировками особенно характерна для первого периода царствования Александра. Но по мере того как он укреплялся на престоле, его политика приобретала все более определенный характер. Он, как и его предшественники, добивался упрочения самодержавия.
5. Н. П. Ерошкин:
Господствовавшее в дореволюционной (а одно время и в советской) историографии противопоставление первой и второй половины правления Александра как либерального (1801–1812) и реакционного (1815–1825) периодов внутренней политики является в значительной степени условным, ибо и политика заигрывания с либерализмом, имеющая элементы “просвещенного абсолютизма”, и сменившая ее “аракчеевщина” имели одну цель – укрепление самодержавно-крепостнического строя.
6. С. В. Мироненко:
...Главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в начале XIX в., оказалось сопротивление подавляющей части дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной косной силы повернуть вспять...
Самодержавный монарх, располагавший неограниченной властью, решительно исключал самую мысль о возможности давления на дворянство.
3. Слово учителя.
К концу урока мы придем к какому-то выводу, присоединимся к той или иной точке зрения, либо появится какая-то новая точка зрения. Для этого сейчас проанализируем те документы, которые были созданы во время правления Александра I. После окончания войны многие в России ожидали реформ: дворяне мечтали о Конституции, крестьяне надеялись на отмену крепостного права, многие нерусские народы ослабления в национальной политике. Александр I знал об этом, но должен был учитывать и другое: дворяне-консерваторы требовали ужесточить внутреннюю политику, не допускать либеральных реформ. Поэтому царь был вынужден вести разработку реформ в секрете, узким кругом лиц.
4. Анализ документов по предложенным вопросам. См. Приложение 1
1. Проект государственных преобразований М.М. Сперанского.
Вопросы для анализа:
- Какие идеи Просвещения нашли свое отражение в проекте? (Разделение властей; выборность законодательных ветвей власти.)
- Составьте схему управления государством в соответствии с этим проектом.
- Какое учреждение представляло законодательную власть?
- Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы? (В результате непрямых многоступенчатых выборов.)
- Какими правами наделялось население страны? (Избирательное право; гражданские права – личная свобода, право занятий, передвижений, участие в суде от своего имени, заключение имущественных сделок; политические права – участие в управлении государством для сословий, обладавших достаточным количеством недвижимой собственности.)
- Ограничивалась ли власть императора, в какой степени?
- Почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства, был ли он по-настоящему радикален? (Видимо потому, что наделение крепостных гражданскими правами по сути означало отмену крепостного права.)
- Почему проект не был полностью реализован?
2. Проект отмены крепостного права А.А. Аракчеева.
Вопросы для анализа:
- Чьи интересы защищал в первую очередь проект? (Помещиков, продажа крестьян была для них в соответствии с этим проектом делом добровольным, необязательным.)
- Получали крестьяне при освобождении землю? (Да, но 2 десятины это очень мало, и крестьяне вынуждены были бы арендовать землю у бывших помещиков.)
- Был ли проект реален в условиях России первой четверти XIX века? (Да, т.к. после войн многие разорившиеся помещики и так продавали своих крестьян за долги, но в дальнейшем поток помещиков, желающих продать крепостных, неминуемо бы иссяк, а по проекту не указывалось, как заставить продавать крестьян в этом случае; кроме того по проекту процесс освобождения растянулся бы на 200 лет и закончился бы как раз к 2018 г.)
- Почему этот проект составлялся в условиях секретности и не был принят? (Верховная власть опасалась противодействия дворянства и крестьянских волнений; случившиеся революции в Италии и Испании испугали императора, кроме того министр финансов заявил, что на реализацию проекта в казне нет денег.)
3. Конституционный проект Н.Н. Новосильцева “Уставная грамота Российской империи”.
Вопросы для анализа:
- Какие гражданские свободы даровались населению? (Свобода слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности.)
- Появлялось ли по проекту сословно-представительное учреждение?
- Если бы проект был принят, можно было бы говорить о ликвидации самодержавия? (Отчасти, монархия стала бы ограниченной: без одобрения парламента, император не мог издать закон, но законодательная инициатива принадлежала императору – он мог не выносить не устраивавший его закон на обсуждение.)
- Какие события помешали воплощению проекта, а по-вашему, почему он не был принят? (Революции в Италии и Испании.)
5. Аналитическая беседа, подведение итогов, работа с учебником.
- Вспомните основные черты характера Александра, что могло помешать ему в реализации либеральных проектов?
- Посмотрите в учебнике “Россия и мир” под редакцией А.А. Данилова и др. (с 328, 331), какие факторы , по мнению авторов, традиционно препятствовали в России проведению реформ. Согласны ли вы с такой точкой зрения? (Выигранные войны, в случае с Александром I – в большей степени войны с Наполеоном; а также отсутствие образованных слоев общества – Александр I лишь начал кардинально развивать систему образования в Российской империи, и именно благодаря ему к моменту проведения либеральных реформ Александра II появится такая прослойка общества, в начале же века рассчитывать было не на кого.)
- Сделайте общий вывод, почему император не реализовал данные проекты; стоит ли делить время его правления на период реформ и реакции, почему?
IV. Закрепление/ подведение итогов.
Стремление Александра к реформам и осознание их необходимости очевидно. Польская конституция, отмена крепостного права в Прибалтике доказывает, что власть была готова проводить реформы, но при их поддержке большей частью населения. Сопротивление дворянства, являвшегося опорой царской власти, события в Европе привели к отказу от политики реформ и усилению реакции.
V. Домашнее задание: параграф 60 (учебник Павленко Н.И.); с. 333-337 (учебник Данилов А.А.); эссе по проблемным темам урока.