Воспитательная программа "Радуга успеха"

Разделы: Внеклассная работа


“Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти”.
Плутарх

Пояснительная записка.

Актуальность (обоснование разработки программы).

Интеграция достижений педагогической науки, передового опыта школ, общественности и других социальных институтов в решении задач воспитания и развития личности способствовала появлению новых моделей воспитательных систем, в основу которых положен ряд новых концепций: а) – экология личности, провозглашающая личность как главную ценность и творение природы; б) – этнопедагогическое воспитание, основанное на народной педагогике и утверждающее, что развитие личности ребенка должно проходить на основе, прежде всего, родного языка, культуры, истории, традиций; в)-поликультурное воспитание детей на основе освоения ими ценностейродной, общероссийской, мировой культур воспитание толерантности(терпения) как ,признака психологической культуры, проявляющегося в уважении к чужим мнениям и убеждениям.

Цель воспитания – воспитание человека культуры. Задача школы создать условия для творческой инициативы, развития индивидуальных способностей и талантов ребенка.

Внеклассная деятельность  – самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития школьников. Работа классного руководителя должна способствовать наиболее эффективному, наиболее полноценному развитию личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется с приоритетом совместной деятельности, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу .

Разнообразие деятельности учащихся можно сравнить с семицветной радугой, где каждый цвет – направление деятельности. Каждый ребенок может быть успешным в той или иной деятельности. Поэтому данная программа называется“Радуга успеха”.

Второе определение названия программы “Радуга успеха”  – это семь ориентиров развития личности, которые в конечном итоге нацеливают на разработку личной Я-концепции. По определению А.С. Пушкина, число “7” (семерка)  – неделимое, неделя, что означает определенный временной период, неделя за неделей – складывается жизнь.

Цель программы.

Формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающегося и создание культурной среды развития личности ребенка.

Задачи:

а) развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности;
б) формирование устойчивых интересов и склонностей;
в) становление личности как субъекта собственной жизни.

Предполагаемый результат.

Формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию на основе образовательных услуг, под которыми мы понимаем удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей.

Назначение программы.

Данная программа может послужить основой модернизации разработанных педагогами составительских программ и помочь педагогам осуществить личностно-ориентированный подход не только к обучению, но и к воспитанию через внеклассную работу используя ресурсы школьного музея и архивов.

Она ориентирует педагогов на: психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии; создание необходимых условий личностного развития детей, их адаптацию к жизни в обществе; стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем; активное усвоение содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях; развитие умений обобщать жизненный опыт; воспитание научного познания мира, овладение приемами исследовательской работы. Для обучаемых предоставляется уникальная возможность приобрести положительный опыт взаимодействия со многими “Я” в различных видах деятельности.

Концептуальные подходы к разработке программы.

Основное внимание при решении вопросов развития личности обучаемых нацелены на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных направлениях деятельности школы.

Воспитание в нашем понимании направлено на ориентацию универсальных общечеловеческих ценностей, на выработку у детей (подростков) умения решать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе.

В основу тематического планирования положено семь ориентиров с ежегодной синхронизацией  – “Семь цветов радуги”.
Таким образом, для обучаемых по каждому ориентиру в зависимости от рода занятий предлагаются беседы, тесты, конкурсные программы, ролевые познавательные игры и другие формы работы по мере их усложнения. В течение каждого года проводятся наблюдения за обучаемыми, диагностика, срезы. Предусматриваются массовые мероприятия и итоговые дела. Программа рассчитана на 3–5 лет, дифференцирована и вариативна. Обучаемым предлагается освоение 4-х ступеней с соответствующими уровнями образовательной деятельности по годам обучения.

1-я ступень (5-й класс) – информационный уровень. Дети получают знания, умения. Уровень коммуникации педагога и учащихся в образовательном процессе  – демонстрационный. “Смотри, как делаю я”.Беседы, посещение выставок, музеев, встреча с интересными людьми

2-я ступень (6–7-й классы) – поисково-зондирующий уровень.

Основа его  – практическая деятельность. Уровень коммуникации на данной ступени  – репродуктивный: делай, как я. Накапливается опыт исполнительской деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству. Дети сами проводят беседы в начальных классах. Ведется иллюстративно-разъяснительная работа в школьном музее.

3-я ступень (8–9-й классы) – исследовательская. Эта ступень соответствует 8-9 классам, и образовательный уровень носит лабораторно-исследовательский характер. Уровень коммуникации продуктивный  – делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей, и подготовка экскурсоводов.

4-я ступень (10–11-й классы) – творческая . Уровень коммуникации педагога и детей – креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, четко прослеживается выражение собственного “Я”. На этой ступени дети могут заниматься как самостоятельно по углубленным программам, так и вести микрогруппы или заниматься с отдельными ребятами индивидуально. Ведется работа по формированию музейных фондов, музейного актива из обучающихся и педагогов. В ходе самостоятельных индивидуальных занятий накапливаются работы для авторских коллекций, а в дальнейшем  – оформление выставок, рефератов и т.д.

Содержание программы.

Я и здоровье.

В работе по этому направлению продолжается процесс самопознания школьников. Одна из задач – познание себя: отношение к своему здоровью, самому себе. Потребность в здоровом образе жизни, приобретение навыков безопасной жизнедеятельности, умения оказывать первую помощь, знакомство с народной медициной.

Я и мои интересы.

Проблема развития человека и проблемы развития общества – это две стороны одного процесса. Жизнь, благополучие и возможность самореализации каждого из нас зависят от потенциала развития современного детства. А для того, чтобы детство стало путеводной звездой в безбрежном море различных влияний, необходимо своевременно выявлять потребности, интересы, склонности ребят, которые являются важными стимулами развития способностей. Работа по данному направлению предлагает широкий простор для творческой самореализации самых современных интересов подростков.

Я и мой коллектив.

Поддержка в развитии “Я”  – личности обучаемого  – своего образа как социального субъекта, независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение, приспособиться к условиям социальной среды, референтной группы. Главная задача в этом направлении  – создание условий для формирования объективной оценки самого себя в сравнении с другими людьми. Одно из важнейших условий – организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива, укрепление нравственного климата в нем, гуманных отношений сотрудничества. Принадлежность к коллективу (членство в группе) обязательно для развивающегося человека, поскольку оно помогает приобрести опыт создания групповых ценностей. Мнения членов коллектива позволяют создавать как бы “шкалу ценностей”, которая ограничена крайними позициями по всем обсуждаемым и решаемым вопросам.

Я и творчество.

Педагог учит ребят радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждает у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дает им стимул для саморазвития. Задачи данного ориентира (направления) – выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучаемых, формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности. Чтобы стать целостной личностью, подростку необходимо пройти через понимание того, что он что-либо делает лучше других, а для этого необходимым условием является творческая деятельность. На протяжении всех лет обучения педагог должен стремиться вовлекать обучаемых в разнообразную творческую деятельность.

Я и природа.

Природа – кладовая, мастерская, сокровище планеты Земля. Природа  – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы  – одна из задач данного направления. Педагог учит ребят “видеть землю”, помогать родной природе, осознавать ее значение, чувствовать красоту родного края. Немаловажной задачей является формирование у школьников представлений о целостности мира, о единстве человека и природы, о человеке, как части природы.

Я и культура.

Понятие “культура” представляет одну из восьми общечеловеческих ценностей. Освоение ребенком многообразных культурных ценностей, его личностное развитие осуществляется через включение школьника в совокупность доступных ему отношений, а именно: Я и культура (поведения, общения, быта). Главная задача педагога в данном направлении  – развитие способности обучаемых, соотношение культурных социальных норм с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной (ценностно-ориентированной), общественной.

Воспитание у детей гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, своего народа как составной части культуры.

Я и Родина (мое Отечество).

Как известно, понятие “Родина” имеет несколько значений: это место, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой России очень продуктивна для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, помня о том, что целостную картину мира ближайшего окружения, образ малой Родины как части большого Отечества могут создать вкупе природа, история и культура. Участие в патриотическом движении, освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучение национального фольклора, возрождение народных ремесел и промыслов – вот далеко не полный перечень дел данного ориентира.

Каждой ступени программы соответствуют этапы развития личности, а именно:

  • эмоционально-мотивационный. (5-й класс);
  • рационально-продуктивный. (6–7-й классы);
  • интегративно-поисковый. (8–9-й классы);
  • рефлексивно-созидательный. (10–11-й классы).

Взаимодействие субъектов воспитательной деятельности