Цель урока: Создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умения анализировать задачи на движение.
Задачи урока:
- Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать, анализировать и сравнивать познавательные объекты.
- Содействовать развитию у детей умений осуществлять адекватную самооценку.
- Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину.
- Актуализировать личностный смысл учащихся по обобщению понятия скорость.
- Обеспечить у школьников умения объектировать деятельность, т.е переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня необычный урок, потому что мы будем работать по необыкновенной теме. На уроке ждет нас много интересных сюжетов, историй. А путеводитель урока: лист с печатной основой. (Приложение №1)
Ученица на фортепиано играет “Сказание” автор Зиринг
(Слайд 1, Приложение 2)
Учитель: В литературе много преданий об Илье Муромце.
Как во городе во Муроме, (Слайд 2.)
Во селе – то Карачарове
Жил да был Илья Муромец, сын Иванович
Не имел Илья в руках владения,
Не имел Илья в ногах хождения,
Сиднем сидел на печи цело тридцать лет, Тридцать лет и три года.
С грамотой Илюша был знаком. Сидя на печи раздумывал:
Задание № 1.
Какие слова в скобках находятся в наибольшей связи с обобщающим словом?
Дробь (половина, треть, числитель, четверть, знаменатель)?
(Слайд 3.) Задание № 2.
Из данных дробей укажите лишнюю: 1,2; 2,4; 3,7; 1,8; 4,6; 5,8
Задание № 3.
Разбейте данные на группы:
12 км/ч; 35 мин; 36 узлов; 48 см; четверть часа; 5 верст; 7 часов; 102 км/мин, 1000 км
|
|
(Слайд 4.)
(Слайд 5.)
Учитель: Рассорились два купца у кого конь быстрее.
– У меня конь скачет со скоростью 28 верст в час
– Не преувеличивай, скачки всего были 7 минут
– Я имел в виду, что если бы продолжали скакать, то через час преодолел бы 28 верст.
– Если бы скакал так же еще час, то налетел бы на крепостную стену и костей бы твоих не собрали.
– Да я ж недавече как в пятницу за час добрался до соседнего села.
– Никто этого не видел.
Как видите, купцы так и не пришли к одному мнению. Один не мог объяснить другому что такое скорость.
А вы бы смогли?
Верста – это сколько?
На листе с печатной основой (Приложение 1) есть памятка. Откройте и найдите определение скорости.
(Слайд 6, Приложение 2) Скорость движения – это величина, которая показывает, какой путь пройден телом за единицу времени.
Знаете ли вы, почему для обозначения скорости принята латинская буква v (вэ)? Латинский алфавит принят в большинстве стран мира. V – velocitas – скорость. И произносить ее надо верно!
(Слайд 7.)
В городе Муроме течет прекрасная река Ока.
По Оке купцы перевозили на продажу свой товар. (Слайд 8, 9.)
– У реки быстрое течение.
– Каким цветом обозначено на рисунке течение реки?
– Чья скорость обычно больше: скорость лодки или скорость реки?
– Что больше: скорость лодки по течению, скорость лодки в стоячей воде(на озере)или скорость лодки против течения?
– Чем объяснить, что скорость лодки в стоячей воде не равна ее скорости по течению реки?
Беседа заканчивается следующим выводом:
– Если лодка движется по течению реки, то ее скорость равна собственной скорости (в стоячей воде), увеличенной на скорость течения реки;
– Если лодка движется против течения реки, то ее скорость равна собственной скорости лодки, уменьшенной на скорость течения реки.
Посмотрите в памятке vпо = vл + vр; vпрот = vл – vр
Задание № 4 (Слайд 10.)
Заполним таблицу. В ней нужно заполнить пустые места, а для этого сформулировать задачи на движение лодки по реке Оке.
№1 | №2 | №3 | №4* | |
Собственная скорость лодки (км/ч); vл | 2,4 км/ч | 36,4 км/ч | ||
Скорость течения реки (км/ч); vр | 0,5 км/ч | 2,3 км/ч | ||
Скорость лодки по течению (км/ч); vпо | 40,1 км/ч | 32,1 км/ч | ||
Скорость лодки против течения (км/ч); vпрот | 5,4 км/ч | 28,7 км/ч |
В то время берега Оки были поросшими густым дубовым лесом, в котором водились шайки муромских разбойников, грабивших окрестные села и деревни.
Вот решили мужики изменить течение реки, запрудив русло и приблизить ее к селу. Стали они выкорчевывать дубовый лес и закидывать им часть русла. По преданию, весной около 1168 г. начали работать. Дома оставались только старые да малые.
(Слайд 11.)
Задание № 5.
Ребята, выберите предложение, в котором речь идет о скорости.
Лодка до заката проплыла 50 верст.
Разбойники в лесах за 3 часа проходили 9 верст.
Три странника за час проходили 2 версты.
(Слайд 12.)
В один из тех дней появились в Карачарове три старца перехожие. Входят в дом, видят Илью Муромца и просят:
– Напои, Илюша, нас!
Илья Муромец отвечает:
– Эх, страннички! Рад бы я вас напоить, да не могу с кровати встать.
– А ты, Илюшечка, нас не обманывай, встань и принеси нам попить!
Только услыхал это Илья, как к нему будто огонь прикоснулся. Встает на резвы ноженьки Илюшенька, берет кувшин, идет за квасом в погреб. Налил кувшин и подает странникам. А те отвечают:
– Ну-ка, Илюшенька, выпей сначала сам!
Илюшенька выпил полную кружку. Странники спрашивают:
– Чуешь ли ты теперь, Илюшенька, в себе силушку?
– Теперь чую! Спасибо вам за благодать.
Проводил Илья Муромец старцев за околицу. Благословили его старцы и исчезли, словно сквозь землю провалились.
А Илья пошел помогать на Оку родителям.
(Слайд 13.)
Задание № 6.
Шел Илья быстро со скоростью 72,3 м/мин, навстречу ему бросился, не чувствуя ног от радости, отец. Он бежал со скоростью 68,5 м/мин. На сколько изменится расстояние между ними через 1 мин? Через 2 мин? Через 5 мин? (Слайд 14.)
В данной задаче тела двигаются навстречу друг другу. О какой скорости идет речь?
Как определить скорость сближения?
При движении навстречу, скорости складываются.
Стал тогда Илья дубки из земли подергивать,
И во Оку-реку стал покидывать.
Потекла река по новому руслу.
Узнал князь об Илье Муромце и призвал к себе, взял в дружину.
В те времена водились в окрестностях Мурома драконы. Со всеми сражался Илья Муромец.
(Слайд 15.)
Задание № 7.
Два дракона сидят на старом дубе. Увидав Илью Муромца, разлетелись в разные стороны. Один со скоростью 23,5 верст/мин, другой 31,3 верст/ мин. Какое расстояние будет между ними через 1 мин? Через 2 мин? Через 10 мин?
Какое движение происходит в данной задаче?
О какой скорости идет речь?
Как найти скорость удаления?
При движении в противоположных направлениях скорости складываются.
В эти дни вернулся из Киева князь и привез весть, что к дочери князя Владимира Красное Солнышко летает змей. – всю ее иссушил, и Владимир просил его прислать к нему Илью Муромца убить змея.
Пошел Илья Муромец в кузницу
Выковал себе Илья латы богатырские,
Выковал и палицу тяжелую,
Да копье, да сабельку.
Выковал себе и щит,
Смастерил тугой лук,
Три стрелы сковал, по пуду весом каждая.
Поклонился Илья отцу с матерью до земли.
На добрые дела получил благословение.
Владимирская земля славилась прекрасными лесами, полями, реками. И водилось на этой земле много животных, птиц разных.
Задание № 8. (Слайд 16.)
Сделайте анализ таблицы по плану:
- Чья скорость больше 40 км/ч?
- Чья скорость меньше 100, но больше 70 км/ч?
- Расположите в порядке убывания скоростей.
№ | Скорость | |
Скаковая лошадь | 49,5 км/ч | |
Стрекоза | 31,2 км/ч | |
Заяц | 71,3 км/ч | |
Лиса | 69,4 км/ч | |
Утка | 91,3 км/ч | |
Бабочка | 21,5 км/ч | |
Сокол | 131,6 км/ч |
Из города Мурома в Киев – град выехал гонец к князю, известить о приезде Ильи Муромца.
(Слайд 17.)
Задание № 9.
Скакал со скоростью 15 км /час. В Киев-град он прибыл через 3 дня и 3 ночи. Раным – рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в стольный Киев – град. Его резвый конь поскакал чуть ниже облака ходячего, повыше лесу стоячего. В дороге Илья был 9 часов.
Оцените, с какой скоростью перемещался богатырский конь?
Что означает запись 15 км/ч?
Сравните скорость скаковой лошади и богатырской лошади.
Ехал Илья Муромец дорогой прямоезжею. А та дорога была занята разбойниками. Не только людей – зверя не пропускали!
По этой дороге поехал и наш Илья Муромец. Все разбойники со страху разбежались.
(Слайд 18.)
Задании № 10.
Один разбойник стал догонять другого, когда расстояние между ними было 40 м. Скорость первого 2,3 м/сек, скорость второго 3,1 м/сек. Через сколько секунд один догонит второго?
При движении вдогонку скорость сближения находится вычитанием.
Какой вид движения рассматривается в этой задаче?
Что означает скорость 2,3 м/с и 3,1 м/с
Переехал спокойно богатырь через реку Калинку и остановился. Стояло тут двенадцать дубов, и на них свил себе гнездо Соловей – разбойник – самый страшный из разбойников.
Игра “Пойми меня” Слова спрятаны на дубах. Один храбрый школьник достает слово и объясняет о чем речь, не называя его. Остальные отгадывают слово
СКОРОСТЬ | БОГАТЫРЬ | ТЕЧЕНИЕ | ПУТЬ | ВРЕМЯ |
(Слайд 19.) Заметил Соловей – Разбойник Илью и сильно засвистел. Конь под Муромцем зашатался.
Задание № 11. Пользуясь результатами таблицы, ответьте на вопросы – При какой скорости ветра идти трудно? – Что происходит, когда скорость ветра 19 м/с? – Назовите скорость ветра, когда речь идет об урагане. |
|
Натянул тетиву Илья и пустил стрелу. Попала стрела в глаз Соловья и вышибла из гнезда, как овсяный сноп!
(Слайд 20.)
Задание № 12.
Летел Соловей – разбойник до земли 15 сек. Упал он с высоты 30 м. С какой скоростью падал разбойник?
Илья Муромец связал Соловья– Разбойника, приточил к седлу и едет дальше.
Долго ли, коротко ли, прибыл Илья Муромец во Киев-град.
Показал Илья Муромец князю своего пленника.
А в это время татарский хан собирал большое полчище и двинулся на Киев. Обложили город.
То не сокол на стаю гусей налетает, то Илья Муромец на силу – рать вражескую наезжает!
Где мечом махнет – улица делается, где коня повернет – площадь делается!
Увидал Змея поганого и ударил так, что тот взлетел под облака и упал не землю.
Игра “Кукарямбище” (нарисовано на доске чудовище двенадцатиголовое).
Правильно отвечаем, голова чудовища падает, не верный ответ – вырастают две новые.
- Что означает запись 18 км/ч
- Что такое скорость?
- Лодка двигалась по озеру со скоростью 21 км/ч. О какой скорости идет речь?
- Как определить скорость лодки по течению?
- Так о каких величинах мы должны говорить, решая задачи на движение?
- Как найти скорость?
Вражеское полчище бросилось бежать.
А татарский хан с тех пор дал зарок не ходить больше на Русскую землю.
Ребята, проведем небольшой тест.
Выберите правильный ответ:
1. Единицами измерения скорости являются
а) сутки; б) версты; в) км/ч?
Вставьте пропущенное слово:
2. Скорость движения – это ……….., которая показывает……………., пройденное за единицу времени.
Верно ли:
3. Скорость лодки по течению меньше собственной скорости лодки?
Ответьте на вопросы:
1) В каких случаях мы говорим о движении?
2) В языке математики есть “волшебные слова”, которые обозначают связи между величинами: больше, меньше, равно.
Придумайте предложения на движения, которые включат слова: “позже”, “раньше”, “быстрее”, “медленнее”, “скорее”, “дальше”, “ближе”.
– Как вы чувствовали себя на уроке?
– С каким настроением работали?
– Довольны ли вы собой?
– Что удивило сегодня на уроке?
Что важного для себя я почерпнул на уроке?
А дома придумайте задачи по теме урока “Что такое скорость движения?” по данным схемам. И у вас получится сборник задач на движение.
Какие вопросы можно поставить к задаче?
(Слайд 21.)
В эпоху борьбы русского народа за независимость в 9–12 веках появляется образ богатырей, самоотверженно защищающих русскую землю.
Центральный персонаж русских былин – Илья Муромец.
Образ Ильи Муромца сложился в древности и прошел через века. Огромная физическая сила сочетается в нем с еще большей внутренней силой духа, желанием не убивать врагов, а лишь защищать русскую землю.
До сих пор живут в Муроме богатыри. А сейчас для вас сюрприз… Появляется Илья Муромец, который угощает ребят Муромским калачом.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет, пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.