Проектный метод обучения направлен на формирование ключевых компетенций, так как охватывает различные виды деятельности обучающихся в рамках данной предметной области, позволяющих овладевать на основе знаний и умений социальным опытом, получать навыки жизни. По результатам такой деятельности проверяется соответствующая компетентность.
В проектах по биологии формируются прежде всего учебно-познавательные компетенции. По отношению к изучаемым объектам и явлениям учащиеся овладевают креативными навыками продуктивной деятельности. Здесь же формируется информационная компетенция самостоятельного поиска, отбора и преобразования информации на основе Интернет-ресурсов, электронных энциклопедий, учебников, дополнительной литературы.
При изучении процессов питания и обмена веществ в 8-ом классе более значимой является ценностно-смысловая: сохранение здоровья на основе выполнения гигиенических правил и норм. Совершенствуется и коммуникативная деятельность, включающая навыки групповой учебной работы. Результатом выполнения коллективных учебных проектов являются модель процесса пищеварения, создание памятки с правилами рационального питания.
Учебно-исследовательская деятельность – процесс совместной работы учащихся и учителя по выявлению сущности изучаемых процессов и явлений. Целью этого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, способной самореализоваться в поиске решения проблемы. Исследовательские проекты интегрируют в себе развитие многих качеств личности, относящихся к исследовательской компетентности. К числу данных проектов следует отнести в 8 классах долгосрочный проект “Как я развиваюсь?”, где учащиеся в течение всего года отслеживают параметры своего физического развития, оценивают уровень развития и составляют программу самосовершенствования.
Таким образом, эффективным средством компетентностного подхода может быть проектный метод обучения, используемый в сочетании с другими методами и технологиями для саморазвития личности ученика.
Тема урока “Превращение пищи в организме”, 8 класс.
Проект: “Как пища становится источником жизни?”.
Тип урока – изучение нового материала, 2 часа.
Цели:
- содержательная – знать сущность процессов питания и пищеварения, связь функций органов с их строением;
- развивающая – уметь моделировать процесс пищеварения, уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные источники, разрабатывать и оформлять творческую работу в форме проекта, защищать результаты творческой деятельности, анализировать результаты деятельности;
- воспитательная – знание и выполнение норм культурной коммуникации при работе в группе.
Результат (продукт) проекта: модель процессов пищеварения в органах пищеварительного канала.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Форма организации учебной деятельности – групповая.
Разработанные средства: аппликационный материал (белки, жиры, углеводы, продукты их расщепления, вода, витамины, минеральные соли, ферменты, непереваренные вещества), карточки с таблицей “Превращение питательных веществ в органах пищеварения”, карточки с вопросами для групп, критерии оценки проекта, анкеты для анализа проектной деятельности.
Ход урока
Этапы урока (этап работы над проектом) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент. (Запуск проекта.) |
Определяет готовность учащихся к работе.
Формирует группы по признаку (тип темперамента, канал восприятия). |
Формируют группы по 6 человек |
Актуализация знаний и выявление проблемы
Постановка проблемных вопросов
Гипотезы и способы решения проблемных вопросов
|
Актуализирует знания о процессах питания и пищеварения.
Задает вопрос: “Как пища становится источником жизни?” Приводит
высказывание И.П. Павлова о сущности пищеварения: “Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной обработке. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала”. Определяет проблему: что имел в виду автор, проводя подобное сравнение? Можно ли представить этот процесс в виде модели? Корректирует проблемные вопросы для проектной работы учащихся в группах: 1. С чего начинается функционирование “пищевого” завода? (Проектное задание 1.) 2. Какова роль второго учреждения “пищевого завода”? (Проектное задание 2.) 3. Чем интересно следующее учреждение в “пищевом заводе”? (Проектное задание 3) 4. В “пищевом заводе” есть и химические фабрики. Какими органами представлены они? (Проектное задание 4.) |
Отвечают на вопросы и высказывают предположения. Анализируя проблему, формулируют тему проекта. Формулируют проблемные вопросы: В каких органах осуществляется процесс? Какую обработку в них проходит сырой материал? Выбирают задания для самостоятельной работы. Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности: модель процесса пищеварения. Группа 1. Высказывают предположения об изменении веществ в ротовой полости. Группа 2. Высказывают предположения об изменении веществ в желудке. Группа 3. Предполагают об изменении пищевых масс в кишечнике. Группа 4. Называют пищеварительные железы, предполагая их роль в пищеварении |
Поиск материала | Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся. | Определяют задачи в группе. Распределяют обязанности
для участия в проекте. Знакомятся с информацией (см.
Приложение1) В ходе дискуссии в группах отбирают главное содержание, выбирают формы представления. |
Анализ и синтез материала. | Рекомендует структурировать содержание проекта, оказывает консультативную помощь. | Изучая материал, заполняют форму таблицы (Приложение2) Структурируют содержание, моделируют процессы пищеварения в органах в аппликационном варианте. |
(Обмен информацией.) | Организует работу внутри группы по выполненным заданиям. | В группе заслушивают друг друга, уточняют форму представления информации |
(Оформление результатов.) | Корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (тезисы выступления, оформление наглядного материала). | Каждая группа участвует в коллективном моделировании процесса, изображаемого на доске, готовят выступления. |
Предъявление результатов. (Экспертиза.) | Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта. |
Защищают исследовательские проекты. Создают общую модель пищеварения. Определяют смысл пищеварения. |
Рефлексия | Предлагает оценить работу групп проектантов согласно разработанным критериям, предлагается анкета для определения достижений в проекте. | Оценивают результаты проектной деятельности, исходя из
критериев выполнения и защиты проекта. Называют активных участников, определяют уровень своих достижений, используя алгоритм рефлексии. |
Литература:
- И.С. Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся. М. АРКТИ. 2006 г.
- В.И.Гам, А.М.Соломатин. Теория и практика педагогического проектирования. Омск, 2001 г.