Проектная деятельность на уроках биологии

Разделы: Биология


Проектный метод обучения направлен на формирование ключевых компетенций, так как охватывает различные виды деятельности обучающихся в рамках данной предметной области, позволяющих овладевать на основе знаний и умений социальным опытом, получать навыки жизни. По результатам такой деятельности проверяется соответствующая компетентность.

В проектах по биологии формируются прежде всего учебно-познавательные компетенции. По отношению к изучаемым объектам и явлениям учащиеся овладевают креативными навыками продуктивной деятельности. Здесь же формируется информационная компетенция самостоятельного поиска, отбора и преобразования информации на основе Интернет-ресурсов, электронных энциклопедий, учебников, дополнительной литературы.

При изучении процессов питания и обмена веществ в 8-ом классе более значимой является ценностно-смысловая: сохранение здоровья на основе выполнения гигиенических правил и норм. Совершенствуется и коммуникативная деятельность, включающая навыки групповой учебной работы. Результатом выполнения коллективных учебных проектов являются модель процесса пищеварения, создание памятки с правилами рационального питания.

Учебно-исследовательская деятельность – процесс совместной работы учащихся и учителя по выявлению сущности изучаемых процессов и явлений. Целью этого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, способной самореализоваться в поиске решения проблемы. Исследовательские проекты интегрируют в себе развитие многих качеств личности, относящихся к исследовательской компетентности. К числу данных проектов следует отнести в 8 классах долгосрочный проект “Как я развиваюсь?”, где учащиеся в течение всего года отслеживают параметры своего физического развития, оценивают уровень развития и составляют программу самосовершенствования.

Таким образом, эффективным средством компетентностного подхода может быть проектный метод обучения, используемый в сочетании с другими методами и технологиями для саморазвития личности ученика.

Тема урока “Превращение пищи в организме”, 8 класс.

Проект: “Как пища становится источником жизни?”.

Тип урока – изучение нового материала, 2 часа.

Цели:

  • содержательная – знать сущность процессов питания и пищеварения, связь функций органов с их строением;
  • развивающаяуметь моделировать процесс пищеварения, уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные источники, разрабатывать и оформлять творческую работу в форме проекта, защищать результаты творческой деятельности, анализировать результаты деятельности;
  • воспитательнаязнание и выполнение норм культурной коммуникации при работе в группе.

Результат (продукт) проекта: модель процессов пищеварения в органах пищеварительного канала.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Разработанные средства: аппликационный материал (белки, жиры, углеводы, продукты их расщепления, вода, витамины, минеральные соли, ферменты, непереваренные вещества), карточки с таблицей “Превращение питательных веществ в органах пищеварения”, карточки с вопросами для групп, критерии оценки проекта, анкеты для анализа проектной деятельности.

Ход урока

Этапы урока

(этап работы над проектом)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент.

(Запуск проекта.)

Определяет готовность учащихся к работе.

Формирует группы по признаку (тип темперамента, канал восприятия).

Формируют группы по 6 человек
Актуализация знаний и выявление проблемы

 

 

Постановка проблемных вопросов

 

 

 

 

Гипотезы и способы решения проблемных вопросов

 

Актуализирует знания о процессах питания и пищеварения. Задает вопрос: “Как пища становится источником жизни?” Приводит высказывание И.П. Павлова о сущности пищеварения:

“Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной обработке. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала”.

Определяет проблему: что имел в виду автор, проводя подобное сравнение? Можно ли представить этот процесс в виде модели?

Корректирует проблемные вопросы для проектной работы учащихся в группах:

1. С чего начинается функционирование “пищевого” завода?

(Проектное задание 1.)

2. Какова роль второго учреждения “пищевого завода”? (Проектное задание 2.)

3. Чем интересно следующее учреждение в “пищевом заводе”? (Проектное задание 3)

4. В “пищевом заводе” есть и химические фабрики. Какими органами представлены они?

(Проектное задание 4.)

Отвечают на вопросы и высказывают предположения.

Анализируя проблему, формулируют тему проекта.

Формулируют проблемные вопросы: В каких органах осуществляется процесс?

Какую обработку в них проходит сырой материал?

Выбирают задания для самостоятельной работы.

Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности: модель процесса пищеварения.

Группа 1. Высказывают предположения об изменении веществ в ротовой полости.

Группа 2. Высказывают предположения об изменении веществ в желудке.

Группа 3. Предполагают об изменении пищевых масс в кишечнике.

Группа 4. Называют пищеварительные железы, предполагая их роль в пищеварении

Поиск материала Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся. Определяют задачи в группе. Распределяют обязанности для участия в проекте. Знакомятся с информацией (см. Приложение1)

В ходе дискуссии в группах отбирают главное содержание, выбирают формы представления.

Анализ и синтез материала. Рекомендует структурировать содержание проекта, оказывает консультативную помощь. Изучая материал, заполняют форму таблицы (Приложение2) Структурируют содержание, моделируют процессы пищеварения в органах в аппликационном варианте.
(Обмен информацией.) Организует работу внутри группы по выполненным заданиям. В группе заслушивают друг друга, уточняют форму представления информации
(Оформление результатов.) Корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (тезисы выступления, оформление наглядного материала). Каждая группа участвует в коллективном моделировании процесса, изображаемого на доске, готовят выступления.
Предъявление результатов. (Экспертиза.) Организует защиту каждой группы.

Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта.

Защищают исследовательские проекты. Создают общую модель пищеварения. Определяют смысл пищеварения.
Рефлексия Предлагает оценить работу групп проектантов согласно разработанным критериям, предлагается анкета для определения достижений в проекте. Оценивают результаты проектной деятельности, исходя из критериев выполнения и защиты проекта.

Называют активных участников, определяют уровень своих достижений, используя алгоритм рефлексии.

Литература:

  1. И.С. Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся. М. АРКТИ. 2006 г.
  2. В.И.Гам, А.М.Соломатин. Теория и практика педагогического проектирования. Омск, 2001 г.