Классный час "Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей" (Перекличка поколений в красноярском искусстве)

Разделы: Классное руководство


Цели

  • Знакомство с поэтическим и художественным наследием Красноярского края.
  • Развитие познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
  • Воспитание патриотизма, уважения к истории Родины, родного края.

Форма внеклассного мероприятия: классный час – презентация (презентация творчества красноярского поэта Георгия Суворова и художников г.Красноярска А.И.Орлова и Н.И.Орлова).

Место проведения: Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования “Профессиональное Училище № 33”.

Оформление: выставка работ художников А.И.Орлова и Н.И.Орлова, компьютерная презентация “Художники Красноярского края – участники Великой Отечественной войны”, кинохроника военных лет (фрагмент), музыкальный фон.

План проведения мероприятия.

1. Ведущий

“Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей”. (Перекличка поколений в красноярском искусстве.)

2. Звучит песня “Священная война” /на экране кадры военной хроники/.

3. Обучающийся.

22 июня 1941 года.

/Инсценировка песни “До свидания, мальчики”./

4. Обучающийся. /Слова звучат на фоне компьютерной презентации./

У него было открытое, мужественное лицо, чуть прищуренные веселые глаза с огоньком, маленькие усики, крепкий фронтовой загар. Он был молод и пришел на Неву из далекой Хакасии, с берегов голубого Абакана. Приложение 1. (Оформить презентацией.)

5. Обучающийся.

Он обладал сильной волей и открытой душой. Когда осколок вражеской мины под Ельней вонзился ему в грудь, он сам вырвал его, стиснув зубы, чтобы не застонать.

6. Обучающийся.

А звали его Георгий Суворов. Он жил в нашем городе. Стихи любил до страсти.

7. Обучающийся.

Он писал о чайке, которая кружилась среди боя и напоминала ему о собственной молодости.

8. Обучающийся.

Звучит стихотворение “Чайка”.

Как полумесяц молодой,
Сверкнула чайка предо мной.
В груди заныло у меня…
Зачем же в самый вихрь огня?

Что гонит? Что несет ее?
Не спрячет серебро свое…

Зачем?...
Но тут припомнил я…

Зачем?...
Но разве жизнь моя…

Зачем?...
Но разве я не так
Без страха рвусь в огонь атак?!

И крикнул чайке я:
– Держись!
Коль любишь жизнь –
Борись за жизнь!

9. Обучающийся.

Ему жадно хотелось сказать обо всем сразу, и он говорил поспешно, торопясь, как будто чувствовал, что не много времени ему отпущено.

10. Звучат стихи “Хоть день один, хоть миг один…”

Хоть день один, хоть миг один
Средь этих тягостных годин –
Мы будем петь и счастье славить!
Идя дорогами войны,
Мы встретим светлый день весны
В его серебряной оправе.

Чтоб мы смеялись в этот час, –
Там, ночи не смыкая глаз,
Бойцы лежат у пулеметов...
Чтоб мы играли в этот миг, –
Боец встает. Огонь. И, тих,
Он падает у вражьих дотов.

Нет, не забудем мы о нем,
Без слова павшем под огнем, –
Героя имя не забудем.
Будь твой отец он или брат –
Он был солдатом!.. Как солдат
Он пал среди военных буден.

“Пламени и стали гулкий вал…”

Пламени и стали гулкий вал
Белизны полянки не измял.

Лишь разведчик, по пути в разведку,
Белую полянку перешел.
Отряхнув сосны зеленой ветку,
Он вдохнул пьянящий запах смол.

И смотрел на лес, неповторимый
В красоте заснеженной своей...
Вот комочком голубого дыма
Белка пронеслась во мгле ветвей.

Красноперый острокрылый дятел
Весело ударил по коре.
Вспомнились леса, поляны, гати,
Алые туманы на заре, –

Те места, где битвы гулкий вал
Белизны слепящей не измял.

“Брусника”

Я шел в разведку. Времени спокойней,
Казалось, не бывало на войне.
Хотелось отдохнуть на горном склоне,
Присев к густой приземистой сосне.

Хотелось вспомнить край золотоликий,
Мою Сибирь, мою тайгу. И вот
Пахнуло пряным запахом брусники
Над прелью неисхоженных болот.

О неужели, упоен мечтою,
Я вызвал аромат моей страны...
Брусника каплей крови предо мною
Горит у корня срубленной сосны.

С какою дикой радостью приник я
К брусничным зорям, тающим в траве.
Но мне пора. Иду. В глазах брусника,
Как бы далекой родины привет.

11. Обучающийся.

13 февраля 1944 года на переправе через Нарову погиб гвардии лейтенант, командир взвода противотанковых ружей Георгий Суворов, наш, красноярский, поэт. Ему было всего 25 лет.

12. Звучит стихотворение “Еще утрами черный дым клубился”.

Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций
И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день, – мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки, как быстро,
Как быстро наше время протекло,

В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней,–
Свой добрый век мы прожили как люди –
И для людей.

13. Обучающийся.

А рядом с ним в одном строю, защищая Родину, шли наши, красноярские, художники.

И они тоже “свой век прожили как люди – и для людей”.

14. Демонстрация компьютерной презентации “Красноярские художники– участники Великой Отечественной войны”. Приложение 2 (Оформить презентацией)

15. Обучающийся.

Сегодня у нас в гостях наш красноярский художник Александр Иванович Орлов, принявший эстафету художников военного поколения.

16. Звучит стихотворение Александра Елтышева “Художник дышит акварелью…”.

Художник дышит акварелью,
И в заповедной полутьме
Давно рожденное творенье
Является на полотне.

О бесконечный поиск истин,
Порочное веретено:
Что изначально – краски, кисти,
Модель, художник, полотно…

А может проще: все едино,
И нет начала и конца,
И сотворяются картины,
Пока бредут, как пилигримы,
Шедевры в поисках творца.

17. Выступление художника А.И.Орлова. Презентация выставки картин Орлова Н.И., Орлова А.И.

18. Практикум “Создай свою картину”. Выставка работ, выполненных обучающимися экспромтом в разной технике, жанре. (Рефлексия.)

19. Обучающийся. Стихотворение Р. Рождественского “Мастера”.

Мир стареет
в былых надеждах.
Но сегодня,
как и вчера –
на плечах
эту землю держат
и несут на себе
Мастера.
Мастера.
Профессионалы.
Те, что в жизни постичь смогли
щедрость камня,
душу металла,
свежесть формулы,
нрав земли.
Мастера.
Мастаки.
Умельцы.
Понимающие до глубин
Механизм
станка или сердца,
ход смычка
или гул турбин…
Руки вещие простирая
к перекресткам
звездных миров,
время
движется мастерами
и надеется
на Мастеров.