Цель урока: углубить, расширить и систематизировать знания учащихся о правах и обязанностях несовершеннолетних.
Задачи:
- организовать ролевое моделирование краткого правового справочника несовершеннолетних;
- выработать правовую зоркость, умение вести диалог и дискуссию, развивать коммуникативные способности учащихся;
- сформировать стремление к личной ответственности за свои поступки;
- воспитание уважения к закону.
Эти задачи должны были реализоваться через работу с первоисточниками, решение проблемных и ситуативных задач, причем работать по определенному алгоритму. При планировании урока предполагается дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении. Так, при создании группы учитывались способности, склонности детей, особенности личности учащихся. Например, если над понятийным аппаратом работали слабые учащиеся, редакторами назначались не столько сильные ученики, сколько хорошие организаторы, а анализом текста Кодексов занимались учащиеся, способные работать быстро и вдумчиво, а иллюстрированием занимались любители рисовать.
В группу «Уголовное право» включен проблемный ученик, стоящий на внутришкольном учете, а в группе «Трудовое право» работают способные, но ленивые ученики. Структура урока, спланированные вопросы и задания, практическая деятельность способствовало их познавательной активности, самостоятельности.
При планировании домашнего задания учитывается творческий характер урока, оно должно стать продолжением урока и должны учитываться возможности класса (дифференцированные задания). Учитель к следующему уроку из выступлений учащихся и их рисунков моделирует справочник в печатном варианте.
Оборудование:
- Гражданский Кодекс РФ – 1 шт.;
- Семейный Кодекс РФ – 1 шт.;
- Трудовой Кодекс РФ – 1 шт.;
- Уголовный Кодекс РФ – 1 шт.;
- распечатки отдельных глав этих документов – по 1 шт. на парту;
- магнитофон с кассетами;
- бумаги, маркеры для рисования;
- правила ведения дискуссии (Приложение 1);
- алгоритм работы учащихся (Приложение 2) .
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относятся дети в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такие правила заключены в кодексы разных отраслей права. В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую 15 сентября 1990 года подписала также и Россия.
Вам по 14 и 15 лет и в гражданском праве вы именуетесь несовершеннолетними. Это возраст очень активный, но уязвимый. Часто подростки, не имея достаточных правовых знаний и жизненного опыта, становятся жертвами обстоятельств и незаконных действий нечестных людей. Поэтому необходимо учиться отстаивать свои права, для этого – надо знать свои права. Но, говоря о правах, нельзя забывать и об обязанностях.
Постараемся сегодня общими силами расширить, углубить и систематизировать наши правовые знания и как предполагаемый результат урока – создать «Краткий правовой справочник несовершеннолетних». Для достижения этой цели нужно организовать групповую работу.
Итак, здесь у нас 4 группы:
- «Гражданское право»
- «Семейное право»
- «Трудовое право»
- «Уголовное право»
Каждая группа получила задание выяснить, на какой сборник нормативно-правовых актов основывается их отрасль права, когда, кем принят этот документ, какие вопросы рассматривает.
На каждом столе эти сборники и выдержки из них для организации групповой работы.
В каждой группе должен быть ученик, готовящий понятийный аппарат отрасли и ученик, готовящий иллюстрацию своей странички. Один человек должен редактировать собранный материал и подумать, что хотели бы вы добавить в законодательство по своей отрасли.
Итак, работаем 15-20 минут и представляем свои находки.
Уважаемые гости нашего урока! Приглашаем Вас поработать вместе с нами. Что бы Вы могли добавить или предложить по данным отраслям права?
Музыка (фон)
II. Практическая работа учащихся в группах.
III. Презентация материала в справочник.
Учитель | Учащиеся |
I. Гражданское право | |
Итак, слово группе "Гражданское право". Посмотрим, чем увенчались ваши поиски. | Предполагаемый результат: У-1. Гражданское право, юридической основой которого является Гражданский Кодекс РФ (и множество федеральных законов) принятый Гос. Думой РФ регулирует имущественные отношения. Это порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок, зашиты чести и достоинства и т.д. Субъектами гражданского права являются физические и юридические лица. Так как Гражданский Кодекс – документ объемный, мы взяли небольшую часть, а именно гл. 3. Граждане (т.е. физические лица), знание содержания которой, на наш взгляд, обязательна и для несовершеннолетних. |
Уточняем понятийный аппарат | У-3. Физическое лицо – человек, который имеет имя, местожительства, правоспособность и дееспособность. Сделка – это действия лиц, направленные на установление или прекращение гражданских прав и обязанностей. Имущество – это то, что находится во владении, пользовании и чем вы можете распоряжаться. Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу собственности. Договор – сделка, в которой принимает участие несколько лиц. Иск – это требование лица в судебном порядке защитить нарушенные права. Имущественные отношения – правоотношения по поводу какого-либо имущества или вещи. Собственность – правовое обладание имуществом. |
Что решили вести в справочник по Гражданскому кодексу? | Ученик: |
Что бы вы предложили добавить к Гражданскому кодексу по поводу несовершеннолетних |
Ученики: |
Вариант титульного листа вашей работы | Художник показывает свои наброски. |
II. Семейное право | |
Слово редактору гр. "Семейное право" |
Редактор: Семейное право основывается на "Семейный кодекс РФ», принятый 8 декабря 1995 года Государственной думой и Советом Федерации. Эта отрасль права регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни. Она устанавливает права и обязанности родителей и детей. Согласно этим нормам, для заключения брака необходимо взаимное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста (ст. 12 СК РФ). Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Оно стоит на защите в первую очередь благополучия семьи, предусматривает целый комплекс мер по защите самого слабого ее звена – ребенка. Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса и принимаемых в соответствии с ним других Федеральных законов, а также законов субъектов РФ. |
Что выбрали из Семейного кодекса ля справочника? Т.е. как защищает Семейное право права несовершеннолетних. | Несовершеннолетний имеет: - право жить и воспитываться в семье; - право на общение с родителями и другими родственникам; - право на защиту; - право выражать свое мнение (с 10 лет); - право на имя, отчество и фамилию; - право на изменение имени, отчества и фамилии; - право на имущество; - право на образование. |
Ваш понятийный аппарат | Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью моральной и правовой ответственностью. У: Брачный контракт – юридический документ, оговаривающий любые условия владения, распоряжения совместным имуществом, материального содержания друг друга. Правоспособность – наличие прав и обязанностей. Дееспособность – способность самостоятельно, без всяких ограничений, осуществлять свои права и нести обязанности. Эмансипация – объявление молодого человека, если он до 18 лет вступил в брак или занялся предпринимательством, полностью дееспособным раньше срока. Неполная семья – семья с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей. |
Ваши предложения по усовершенствованию семейного права в пользу несовершеннолетних. | Ученики: |
Как вы думаете, почему брачным возрастом определено 18 лет? Почему не раньше, не позже? | - физиологический аспект - экономический аспект - морально-психологический аспект (готовность воспитывать детей) |
Ваш вариант титульного листа. | Художник показывает свои наброски. |
III. Трудовое право | |
Слово редактору гр. "Трудовое право" |
Трудовое законодательство состоит из Кодекса законов о труде РФ, принятой 1 апреля 1972 г. и существенно измененный Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., Закона "О занятости населения РФ" 1991 г., Закона "О коллективных договорах и соглашениях" 1992 г. и т.д. Трудовое право – это совокупность правил, действующих в трудовой сфере. Трудовое право регулирует отношения, которые возникают в процессе труда между работником и работодателем. Такие правила регламентируют сам процесс труда, устанавливают, каким должно быть поведение его участников. Их изучение позволяет знать, как вести себя в конкретных ситуациях так, чтобы не быть обманутым, предотвратить возможную ответственность за неправомерные поступки, совершаемые из-за незнания закона. Государство гарантирует минимальные размеры оплаты труда, нормальную продолжительность времени и ежегодно оплачиваемый отпуск, условия выхода на пенсию, нормы охраны труда, а также определение порядка решения трудовых споров. В отношении несовершеннолетних КЗоТ РФ гласит: У: гл. 42, ч. 4, разд. XII гласит: возраст трудовой дееспособности – 16 лет; - принимаются лица в возрасте до 18 лет только после обязательного медосмотра; - лица в возрасте от 15 до 16 лет могут быть приняты на работу только с согласия родителей и если на это дают согласие профсоюзные органы предприятия; - при приеме на работу лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок не устанавливается; - ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Ст. 267 КЗот; - запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе в ночное время, в выходные и праздничные дни. Ст. 268; - расторжение трудового договора с работниками до 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ст. 269; - для несовершеннолетних законом установлено сокращенное рабочее время, оплата за которое производится в таком же размере, как взрослым; - продолжительность раб. недели несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет не должна превышать 36 часов. |
Что бы вы добавили к этим положениям? | Ученики: |
Ваш понятийный аппарат |
Трудоустройство – поиск и найм на работу. Совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в
процессе труда между работником и работодателем. Трудовой договор – это соглашение, по которому работник обязан выполнять работу, подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязан выплачивать зарплату и создавать нормальные условия для работы. |
Проблема Как вы думаете, зачем предусмотрены такие льготы несовершеннолетним? |
- физиологический аспект и забота о здоровье; - дать возможность продолжить учебу. |
IV. Уголовное право | |
Слово группе «Уголовное право» |
У: Уголовное право – это отрасль российского права, определяющая круг преступных деянии, виды и размеры наказаний за них, основания и принципы применения уголовной ответственности, а также порядок и условия освобождения от нее. Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 1997 г., состоящий из 2-х частей: общей и особенной. Общая часть включает разделы и главы, описывающие признаки преступления, наказания, освобождение от уголовной ответственности и от наказания, уголовную ответственность несовершеннолетних, а также принудительные меры медицинского характера. Особенная часть дает описание конкретных составов преступлений и видов наказаний, предусмотренных за них. |
Что, по вашему должны знать несовершеннолетние по уголовному праву. |
У: – Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Ст. 20 (1, 2); – Виды уголовного наказания, назначаемые несовершеннолетним преступникам, это штраф (при наличии самостоятельного заработка или имущества); лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест (с 16 лет на срок от 1 до 4 месяцев); лишение свободы (на срок не более 10 лет). Добровольный отказ от совершения задуманного преступления исключает уголовную ответственность; Обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность является: а) совершение преступления впервые; б) совершение преступления под влиянием угрозы; в) совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств; д) активная помощь в раскрытии преступления. – Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность: а) совершение преступления организованной группой; б) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти; в) совершение преступления с особой жесткостью или издевательством над потерпевшим; г) совершение преступления по мотиву национальной расовой, религиозной ненависти или вражды; д) совершение преступления в нетрезвом состоянии. |
Что хотели бы добавить к этим статьям? | Ученики: |
Понятийный аппарат: | Преступление – общественно опасное правонарушение. предусмотренное уголовным правом. Лица, достигшие 14 летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105), умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111), уменьшенное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), изнасилование (ст. 131), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (ст. 166), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207) и т.д. Ответственность – претерпевание виновным неблагоприятных последствий содеянного. Принцип презумпции невиновности – правило, согласно которому только суд может назвать человека преступником, определив ему меру наказания. |
Как вы думаете, в чем причины детской и подростковой преступности? |
- недостаточная занятость в свободное от учебы время; - недостаточная воспитательная работа в семье; - недостаточные правовые знания; - потребности растут быстрее возможностей (нет денег, многое хочется); - компания; - генетические склонности; - отсутствие воли; - стремление к легкой жизни. |
У: Но вот, мы с вами создали краткий справочник по 4 отраслям права, решив тем самым задачу урока.
IV. А теперь несколько ситуативных задач. 1 мин. на размышление.
Раздаю карточки с задачами.
V. Задания на выработку правовой зоркости.
VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок
VII. Дом. задание:
- подготовиться к итоговому тестированию по гл. "Человек и его права" повторить §9-16;
- Составить 5 ситуативных задач (на «отлично»).