Научно-методическое обеспечение развития воспитания в муниципальной системе образования

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


В настоящее время особое внимание государство уделяет воспитанию подрастающего поколения. Приоритетность воспитания отражена в таких документах как Национальная доктрина образования, Концепция Федеральной программы развития образования в Российской Федерации на 2006-2010гг., межведомственной Программе развития воспитания в системе образования России до 2010гг., основополагающих документах приоритетного национального проекта « Образование».

Преобразование воспитательного процесса требует качественно нового уровня педагогической культуры воспитателя. Одним из противоречий в создании воспитательного пространства города является противоречие между требованиями общества и государства к уровню профессионализма педагога-воспитателя и способностью педагогов к деятельности в современных условиях. Данное противоречие свидетельствует о существовании проблемы: недостаточность системы научно-методического обеспечения педагогов в развитии воспитательного пространства города.

Деятельность методиста по воспитательной работе Учебно-методического центра развития образования г. Новоуральска направлена на решение этой проблемы.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • программное обеспечение стратегических направлений развития воспитания в целях его управления и научно-методического обеспечения;
  • создание информационного бака нормативных и методических материалов;
  • изучение уровня профессиональной подготовки педагогических работников непосредственно занимающихся воспитанием( заместители руководителей, классные руководители, воспитатели, старшие вожатые . педагоги-организаторы);
  • создание образовательных программ повышения квалификации в области воспитания;
  • обучение руководящих и педагогических работников современным подходам к организации воспитывающей деятельности;
  • включение педагогов в экспериментальную деятельность;
  • организация конкурсов для повышения профессиональной компетентности разных категорий педагогов;
  • установление связей со всеми заинтересованными «агентами» образовательного пространства города.

Этапы деятельности по научно-методическому обеспечению можно разделить на аналитический: организационно-деятельностный и рефлексивно-коррекционный.

Аналитическая деятельность выражалась в анализе состояния воспитательной работы образовательных учреждений города, мониторинге изменений воспитательных систем различных учреждений.

Анализ итогов позволил определить социальный заказ общества, который был реализован в Программе развития системы образования г. Новоуральска на период до 2005 года и на перспективу до 2010 года.

Программа развития городской системы образования была призвана заложить основы гуманистической, личностно-ориентированной школы, оптимально сочетающей потребности социально- экономического, профессионально-демографического и культурного развития города с интересами и жизненными целями молодежи.

Наиболее значимым направлением организационно-деятельностного этапа являлось

создание единого информационного пространства , которое было обеспечено теоретическими семинарами специалистов лаборатории « Воспитательных систем» НИИ ТиИП РАО под руководством д.п.н. Селивановой Н.Л. ( г. Москва) и заведующего кафедрой психологии и педагогики Владимирского института усовершенствования учителей д.п.н. Гаврилина А.В.

Следующим этапом работы над городской программой стал этап разработки образовательных программ образовательными учреждениями, где они уделяли большое внимание концептуальным основам воспитательной системы, методам и формам жизнедеятельности единого воспитательного коллектива.

Одновременно с разработкой образовательных программ происходила разработка модели методической службы в области воспитания.

Для реализации стратегической линии управления образования методистом были созданы и апробированы дополнительные профессиональные программы для различных категорий воспитателей: «Моделирование воспитательной системы в школе», «Заместитель директора по воспитательной работе в гуманистической воспитательной системе», « Классный руководитель в воспитательной системе класса».

Методистом были организованы методические объединения для заместителей руководителей, председателей школьных методических объединений классных руководителей и воспитателей, стажерские площадки, «Школа молодого классного руководителя».Особое внимание уделено аналитической деятельности управленцев и педагогов: организованы и проведены семинары по темам « « Принципы и функции педагогического мониторинга», « Системный анализ деятельности руководителя».

Особое внимание в приоритетном национальном проекте « Образование» уделяется выполнению педагогическими работниками функций классного руководителя, поэтому в городской творческой группе « Мониторинг воспитательного процесса» были созданы и представлены педагогической общественности города индикативные показатели оценки эффективности деятельности классного руководителя.

В помощи классным руководителям созданы городские творческие группы по внедрению авторских программ: «Город на уральском перевале», «Семья, школа и библиотека», «Понимая себя – понимаем мир» ( городской клуб ЮНЕСКО).

Кроме того, ведется поиск новых подходов к организации курсовой подготовки специалистов. Методистом была апробирована и внедрена личностно-ориентированная модель обучения «инновационно-творческая мастерская», которая предполагает: педагогическую организацию кризиса профессиональной компетентности, организацию рефлексии педагогической системы, создание ситуации, порождающей проблему и формулировку этих проблем, индивидуальную и групповую деятельность, отчет о прохождении этапов разработки проблемы, защиту наработанных материалов, организацию обсуждения, осознание поисково-исследовательского характера курсов.

По наиболее сложным проблемам выполнения функций классного руководителя методист проводил индивидуальные консультации. В кабинете собраны разнообразные информационные материалы и методические рекомендации, а также материалы из опыта работы лучших классных руководителей города. В своей работе методист использует электронную библиотеку, которая обеспечивает возможность накопления и хранения справочных и каталогизированных материалов.

Одним из важнейших направлений научно-методического обеспечения развитием воспитания является проведение экспериментальной деятельности. В течение трех лет группа образовательных учреждений работала над внедрением проекта « Все цвета, кроме черного», направленного на профилактику злоупотребления психоактивными веществами под руководством автора, к.п.н. Филипповой Т.А.(г. Москва).

По итогам опытно-экспериментальной работы ежегодно готовились к изданию печатные работы.

Для повышения результативности инновационной работы по определенному направлению воспитательной работы методист совместно со специалистом Детского центра при отделе культуры создали программу « Клуб по месту жительства как центр социально-педагогического сопровождения детей и подростков микрорайона», которая является примером социального партнерства в образовательном пространстве города Новоуральска.

В городе создана система межведомственных отношений и разработчики программы тесно взаимодействовали с учреждениями образования и культуры: работники Центральной городской библиотеки для детей и юношества представили правовую программу «С.О.В.», педагоги МОУ «СОШ№ 49» , в микрорайоне которой находится клуб по месту жительства проводили психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска, специалисты Центра диагностики и коррекции вели работу с семьями учащихся , находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа была разработана на 2 года и реализовывалась в 3 этапа: подготовительный, экспериментальный и заключительный.

Отличительной особенностью этой программы являлось то, что собраны были специалисты в команду для решения одной проблемы и результаты не замедлили сказаться: снизилось количество учащихся, находящихся в группе риска, проживающих в микрорайоне.

Программа стала лауреатом областного конкурса по профилактике асоциального поведения подростков.

Важным направлением деятельности методиста являлся выпуск методической продукции. По итогам деятельности творческих групп разрабатывались рекомендации , готовились материалы, в которых обобщался опыт работы педагогов.

Профессиональные конкурсы являются формой научно-методического обеспечения.

Для повышения престижа классного руководителя проводился конкурс «Самый классный классный», для оптимизации процесса создания воспитательных систем проведен смотр-конкурс «Организация методической работы в школе», который состоял из следующих этапов: смотр методических кабинетов в образовательных учреждениях, конкурс проектов « организация методической работы в школе», конкурс проектов воспитательной деятельности классных руководителей.

О результативности проводимой работы по научно-методическому обеспечению развития воспитания в муниципальной системе образования говорят следующие факты: в сфере воспитания в городе действует 1 федеральная, 2 областные и 5 муниципальных экспериментальных площадок. 3 образовательных учреждения стали лауреатами Всероссийского конкурса воспитательных систем.

Список литературы

  1. Программа развития системы образования г. Новоуральска на период до 2005 года и на перспективу до 2010 года. Управление образования администрации г. Новоуральска , 2000.
  2. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под редакцией В.А. Караковского М: сентябрь, 1997.
  3. Воспитательное пространство малого города. Под редакцией А.В. Гаврилина и М.В. Корешкова. – Владимир: « Владимирская школа». 1999
  4. Кувшинкова И.А.» Научно-методическое обеспечение развития воспитания в региональной системе образования». ж .» Методист». №2,2008.
  5. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечении е модели личностно-ориентированного обучения « Инновационно-творческая мастерская». Методические рекомендации. Под редакцией И.В. Шалыгиной . Владимир: ИУУ, 1998.

Приложение 1