Элективный курс "Наша малая родина – Олекминский край"

Разделы: Внеклассная работа


Тематика занятий

– Путешествие по страницам истории «Сердцу милый уголок»
– Беседа-викторина «России славные сыны в Олекминском краю»
– Час истории «Казацкому роду – нет переводу»
– Урок мужества «Нас сводила молодость в сабельный поход»
– Час истории «Огненные версты Победы»
– Игра-путешествие «Их именами названы улицы»
– Экскурсия «Олекма – житница Якутии»
– Литературный час «Поэзия судьбы (Олекма литературная)»
– Беседа «Берег поперечный –  уголок Заречный»
– Заключительное занятие «Олекминск – частица России»
– проектная деятельность Шаг за шагом: по следам Олекминских скопцов

«Шаг за шагом: по следам Олекминских скопцов»

Гипотеза:  согласившись на добровольную ссылку в Якутию, пройдя дорогой страданий и потерь, представители самой фанатичной секты России нашли на Олекминской земле вечный покой и оставили добрый след.

Цель: изучить малоизвестные страницы истории родного края.

Задачи:

– знакомство и изучение литературных источников о сектантах – скопцах;
– обработка старинных документов, найденных на месте разборки скопческого дома;
– запись воспоминаний старожилов с. Троицк и п. Заречный.

Введение

Судьба заброшенных царским правительством в неведомый суровый край, «тюрьму без решеток» скопцов представляет интерес, так как их вклад в развитие земледелия на вечной мерзлоте, высокие достижения в выращивании зерновых культур и овощей, превратившие Олекминский край в житницу Якутии, внедрение первых рыночных отношений, храмы и часовни, построенные каменных дел мастерами, украсивших облик города и деревень, достойны уважения и памяти.

Из истории секты скопцов

Движение скопцов зародилось в середине ХVIII века в Орловской губернии, где в ту пору существовал хлыстовская община. Кондратий Селиванов – основатель скопчества был крепостным крестьянином села Сосновка, отделившись от хлыстов он основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей. Селиванову удалось привлечь на свою сторону богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. Поскольку у кастрата не было  наследников, в общине утвердился порядок, согласно которому одному скопцу наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников. Первый процесс над скопцами состоялся 1772 году. Кондратий Селиванов был бит кнутом и сослан в Сибирь. В 1795 году, вернувшийся из ссылки Селиванов, был объявлен вторым Христом и Императором Петром III. Его доставляли для беседы Павлу I, после чего посадили в психлечебницу. Александр I выпустил Селиванова и отдал на поруки камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам принял скопчество. С этого времени начинается золотой век сектантов. Селиванов установил контакты с представителями Петербургской аристократии, которые увлекались мистическими учениями и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. Петербургский «корабль» Селиванова обрел небывалые привилегии. Полицейские не имели права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и куда был вхож князь Голицын, тогдашний министр просвещения. Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались, А. Елянский подал государю проект  государственного переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. Последней каплей стал случай, когда в 1819 году два племянника генерал-губернатора Петербурга Петра Михайловича Милорадовича обратились в скопчество. Селиванов был арестован и сослан в один из Суздальских монастырей, где и умер в возрасте 100 лет.

Из истории известно, что на Руси XII – XIII веках были скопцы. Общиной скопцов считали, что единственным путем спасения души является борьба с плотью путем оскопления. Скопцы имели свой взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, которой перемешались суеверия, вера в доброго царя и надежда занять однажды высокое положение возле трона. Себя скопцы гордо называли «белыми голубями» так как кастрация у скопцов называлась «убелением».  Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка была крепкой. На рубежу XVIII – XIX веков лучшими Российскими менялами были они. У скопцов были и иные методы приумножить богатство, скопчество распространилось по многим городам России. Скопцы торговцы имели своих агентов всюду и они от своих братьев по вере раньше узнавали о колебаниях цен и устраняли своих конкурентов. О богатстве скопцов было хорошо известно, и желающих купить благосостояние ценой кастрации было не мало. У сектантов было несколько видов вовлечения в секту новичков:

  1. Оскопление малолетних родственников
  2. Экономическое закабаление
  3. Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
  4. Соблазнение деньгами
  5. Пропаганда «чистоты» перед богом

В Москве в доме богача Пашкова организовывали угощения с раздачей пособий с условием, слушания душеспасительных лекций в цели вовлечения людей в секту. В первый год своей деятельности Пашков растратил сто тысяч рублей, за тем он был выслан из страны и поселился в Лондоне, но многие слушатели пополнили  ряды сектантов. Обычно люди уходят в секту для того, чтобы начать новую жизнь – более правильную, более осмысленную и спокойную. Однако далеко не всеми сектантами движет религиозное чувство. Довольно часто люди выбирают для себя новую религию только для того, чтоб улучшить свое материальное положение.

Октябрь скопцы, в общем, приняли. Во первых, поначалу тоже считались «жертвами царизма». Да и соратник Ленина Владимир Бонч-Бруевич до революции был ученым-религоведом, скопцов изучал, со многими переписывался – на его защиту рассчитывали. При НЭПе многие «белые голуби» со своей торговой сметкой и трудолюбием смогли подняться, но дальше – 1929 год. В Ленинграде состоялся большой процесс над сектантами. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, влачили жалкое существование. Богатства скопцов были экспроприированы так, у сестер Смирновых 500 тыс. рублей, у П. Бурцева – 4 млн., у братьев Никифоровых – 1 млн. Русские – сектанты скопцы умели не только кружиться в экстазе во время радений, но и крутить большие деньги. Во время гонений на скопцов во второй половине 19 века у тамбовского купца Плотицына, соратника Кондратия Селиванова было изъято 30 млн. рублей золотом. Олекминские скопцы тоже имели немалые состояния. До 1986 года в г. Олекминске находили скопческие клады. Но спрятанные скопцами богатства даже спустя годы, оправдывая свое название «презренного металла», возбуждали в людях самые низменные качества и доводили их до совершения преступления. И неизвестно сколько еще такого «зла» хранится в старых скопческих домах.

Наследие Олекминских скопцов

 До приезда в Якутскую область скопцы жили в Туруханском крае. Водворенные туда, они с первых лет своего пребывания заметили всю безысходность своего положения, ибо не имели возможности заниматься торговлей, рыбными промыслами, а все попытки заняться сельским хозяйством терпели фиаско из-за неблагоприятного климата и болотистости почвы. Разоренные, голодные, они направили ряд ходатайств в высочайшие инстанции о переселении их в местности с благоприятными почвенными условиями. В 1856 году, по Высочайшему повелению от 21 февраля скопцам было предоставлено право переселяться в Якутскую область, по собственному их желанию и за их счет. Летом 1860 года стали прибывать первые партии добровольно следующих скопцов:

Данные из «Памятной книги Якутской области 1896 г»

Селения Население душ Надел, десятин
  Всего муж жен Всего десятин На душу муж
с. Спасское 249 162 87 562 3,4
с. Троицкое 56 35 21 633 18
с. Усть-Чаринское 40 18 22 2203 122
с. Иллюнское 28 23 5 125 5,4

Скопческие селения

Обыкновенно, скопческое селение  состояло из одной длинной улицы, образуемой проезжей дорогой. В некоторых из них имелась и боковая улица, параллельная первой. Фасад улицы образовывался непрерывной цепью плетней и заборов, за которыми тянулись огородные грядки, парники и были посажены деревья. За огородами высились дома с отдельными дворами и запертыми воротами. Дома были построены из отборных брёвен, на хороших пазах, с большими окнами, с крашенными ставнями, и резными украшениями, а некоторые даже двухэтажные. Скопцы жили двумя типичными хозяйствами. Скопцы-одиночки жили в небольших домиках из трех комнат. Обычно скопцы жили по три, четыре и больше людей в одном доме, который состоял из передней, горницы «братцев» и отделения для «сестриц». «Братец» занимался ремеслом, торговлей, а «сестрица» стряпала, смотрела за домашним хозяйством и скотом, занималась огородничеством. Среди скопцов было много грамотных, они получали по почте всевозможные газеты и иллюстрированные издания, живо интересовались политикой, выписывали технические новинки.
По месту происхождения олекминские скопцы относились к следующим губерниям: Петербугская – 14 %, Таврическая – 12,3%, Орловская и Сибирская– по 9,4%, Рязанская – 8%, Семиреченская – 5%.
Интересны данные национальной принадлежности Спасского села  из 210 скопцов:  193 русских, 1 поляк, 1 швед, 15 финнов. По  прежним религиям: 185 – православных, 16 – лютеранцев, 6 – молокан, и 1 – католик. По сословиям, которым они принадлежали до суда, т.е. до ссылки: крестьян – 258, мещан – 28, солдат – 28, казаков – 19, купцов – 2, бродяг – 6, поселенцев – 3. Как видно из данных,  скопцами были в основном темные крестьяне, которые по заблуждению приняли эту веру.  Не имея кровных наследников,  презирая родство и проповедуя братство по духу и равенство во Христе, скопцы  в своих селениях организовывали «семьи» с совместным хозяйством. В 1883 году по милости высочайших манифестов скопцов перевели из разряда поселенцев  – в крестьян и селения с 1889 года стали именоваться крестьянскими. 

Земледелие и хлебопашество

Прибывшие в Олекминск скопцы поселились по речке Алалайка (80 человек), а (180 человек) на устье реки Олекмы в 15 верстах от города (ныне село Троицкое). Перекинув добротный деревянный мост через Алалайку, скопцы наладили тесную связь с городом путем торговли продуктами сельского хозяйства. Получив в начале сто, а через пять лет триста десятин пахотной земли, они стали выращивать богатые урожаи хлеба, благодаря своему умению и трудолюбию. По первой нарезке скопцам была уступлена казенная земля, но в августе 1861 года Олекминский исправник Жуковский получил от скопцов взятку в 40 тысяч рублей и убедил, якутов Мальжегарского наслега уступить 50 десятин  пахотной земли. Так появилось Усть-Чаринское поселение. С появлением скопцов земледелие постепенно превратилось в ремесло, а затем и  в широко распространенный промысел, явившийся подспорьем начавшем оскудевать якутском хозяйстве. На хлебном рынке наступает период скопческого владычества. Кроме хлебопашества скопцы занимались и огородничеством, и вскоре их урожаи намного опережали урожаи местных крестьян. Многие крестьяне в 60-70 –е годы XIX столетия уходили на заработки,  на золотые прииски, запустив свои хозяйства. По приисковой праздности и разгулу крестьяне воспользовались возможностью приобретать овощи за деньги, без труда и забот огородника, а скопцы со своим смиренным видом и обычным умением воспользовались господством и на овощном рынке. В Олекминской селекционной станции на основе скопческих сортов были выведены такие сорта пшеницы, как «Якутянка», «Теремок», которые  впоследствии были утеряны. При всей своей выносливости, трудолюбии и терпеливости скопцы были слабосильными и поэтому часто нанимали работников. Наша односельчанка Винокурова (Оболкина) Лидия Вавиловна  вспоминает, что её родители Вавил Федорович и Зинаида Константиновна в послевоенные годы работали у скопца Федора Киреевича Половинкина. 

Ремесленных дел мастера

   Сохранившиеся до наших дней каменные культовые сооружения Олекминского района были построены скопческими мастерами. Каменное здание Спасского собора, построенное на средства прихожан и частных жертвователей в1870 году, было воздвигнуто скопческими мастеровыми. Ими же была построена Александро – Невская часовня в 1891 году, в память мученической кончины царя Александра II, убитого – революционерами народниками. На средства почетного инородца Степана Ивановича Идельгина  был выстроен I Нерюктяинский Иоанно – Предтеченский храм, мастера – скопцы трудились 4 года, вся постройка стоила более 50 тысяч рублей. Храм освятил по приглашению Идельгина сам епископ Мелентий. Кроме культовых сооружений, скопцами были построены конные, паровые и водяные мельницы в разных местах округа. Среди скопцов было много искусных резчиков по дереву. Они вырезали из дерева различные предметы домашнего пользования и резную мебель, делали гнутую мебель из тальника. До сих пор  в домах олекминчан можно встретить изделия выполненные скопцами резчиками. Среди скопцов были много умельцев – самоучек, технически грамотных людей, шагавших в ногу со временем. В Спасском селении было два кожевенных завода, где в год выделывали 600 кож. Среди скупцов особо выделяется фигура Ересько Ерофея Петровича, который в конце 90 – х годов XIX столетия выписал из Германии фотоаппарат и открыл собственное фотоателье. Благодаря его интересу  к фотографии, наш краеведческий музей является обладателем уникальной коллекции фотографий, отражающих быт и характер олекминчан конца XIX – начала XX веков. В советское время Е.П.Ересько закрыл фотоателье  (сейчас там находится магазин «Заря»), завел кузницу и выполнял заказы олекминчан.

Судьбы бывших скопческих селений

К середине XX века, сосланные по царскому указу в неведомый Олекминский край скопцы, освоив и прижившись в нем, остались лежать здесь, навсегда исчезнув из истории. Таков закон жизни. На земле не должно быть изуверских, бесчеловечных вер. Интересна судьба бывших скопческих селений. В конце XIX века крестьянская община станции Точильная вернула себе незаконно отведенные скопцам в 1870 году земли, и перестало существовать Иллюнское поселение. Селение Спасское стало исторической частью Олекминска и в 1990 году решением Международной академии архитектуры наш город вошел в программу  «Возрождение малых и средних исторических городов России». В 1907 году лоцман Косыгин И.А. пра-пра-дедушка Кости Чупрова посетил селение Троицкое и узнал, что скопцы выезжают и продают свои дома. И он убедил своих земляков, из маленькой деревушки под Киренском переехать в Олекминский округ. Из селения Троицкое, оставшиеся в живых скопцы выехали  в 1908 году, продав свои дома, приехавшим из  под Киренска семьям Оболкиных, Корзиниковых, Чупровых, Пшенниковых, Косыгиных. Во время разбора скопческого дома в с. Троицкое в 2007 году были найдены документы, предметы быта и в 2009 году, они были переданы в Заречную школу.  Изучив их, мы выявили, что есть документ, имеющий отношение к нашему знаменитому земляку – меценату С.И. Идельгину. Школьные тетради, документация колхоза, частные письма описывают жизни жителей села с 1930 по 1945 годы. В память об основателях, жителями у въезда  в село воздвигнут поклонный крест. Белым «пятном» является история Усть-Чаринского селения. Со  слов старожилов  мы узнали, что 1938 году на месте бывшего скопческого поселения была колония строгого режима для «врагов народа». В лагере находились люди разных национальностей, было много финнов, литовцев, немцев были якуты и русские, все они работали на лесозаготовке.
Мы предполагаем, что на лесозаготовках Усть-Чаринского лагеря работали спецпереселенцы, ингерманландские финны, литовцы, немцы, которых  выселили из родных мест. «Дорога жизни» в начале пути неожиданно обернулась для них «поездом смерти» в Якутию. Переселение было организовано НКВД во главе с Берием, и жизнь и смерть спецпереселенцев находилась полностью во власти карающего меча сотрудников НКВД.
Местным жителям было запрещено появляться на территории лагеря и общаться  с заключенными. Заключенные работали от зари до зари, голодали, мерзли, были попытки побега, но их ловили, наказывали и расстреливали. Особой жестокостью отличался комендант Оглоблин. Пожилые свидетели тех лет не могут вспомнить его имя, отчество, но они сами видели как он со специально обученной собакой разыскивал беглых, избивал и расстреливал. Дурной славой пользовалась местность Медвежья Падь, где погибло много заключенных. Из воспоминаний самой пожилой односельчанки Пуляевой А.И.  мы узнали, что в этом лагере были и местные жители, сосланные за те или иные провинности. Так нам стала известна, трагическая судьба нашего земляка Оболкина  Михаила Ивановича – 1922 года рождения. Он был финансовым инспектором, вернувшись с курсов из г. Якутска, он вовремя не встал на военный учет, был осуден, и отправлен в эту колонию. Когда началась Великая Отечественная война, он был отправлен в штрафбат, где пропал без вести.
А сколько еще тайн, хранит Медвежья Падь, никаких письменных сведений об этом лагере нам найти не удалось, но мы продолжим поиски.

Выводы:

  1. Оторванные от своих родным мест скопцы, после установления Советской власти не уехали обратно, а остались на Олекминской земле и продолжали заниматься любимым делом земледелием и хлебопашеством. Выкорчевывая вечномерзлую и скудную якутскую землю, они расширили посевные площади и вывели такие сорта пшеницы, ячменя, которые даже в короткое якутское лето давали стабильно высокие урожаи. К сожалению, олекминчанам не удалось сохранить наследие скопцов-хлеборобов.
  2.  Кроме зерновых, скопцы получали высокий урожай овощных культур, первыми на якутской земле выращивали бахчевые культуры (арбузы, тыквы, дыни). Торгуя с местным населением, выращенной продукцией, скопцы первыми ввели рыночные отношения.
  3. Как хорошие ремесленники они сами заготавливали строительный материал, изготавливали кирпичи из местной глины и построили первые каменные здания в Олекминском округе.
  4. Благодаря фотографу Е.П. Ересько краеведческий музей обладает уникальной коллекцией стеклянных негативов, что является ценнейшим историческим материалом.
  5. Являясь религиозными фанатиками, Олекминские скопцы даже в дореволюционное время не пытались распространять свое учение среди местного населения, а наоборот учили их земледелию, овощеводству, торговали с ними.
  6. Как бы хорошо скопцы ни жили, полагаясь только на  свое трудолюбие и терпение, они на всю жизнь оставались душевными и физическими калеками, жалеющими о совершенной однажды в своей жизни роковой ошибке.
  7. В наши дни сохранились в районах Северного Кавказа «духовные» скопцы, но это уже не те смиренные, трудолюбивые люди прошлого столетия, а агрессивные, умеющие убивать и грабить религиозные фанатики, «воины Аллаха» мечтающие захватить весь мир и обратить в свою веру. Скопцы прошлого века  во имя веры уничтожали только себя, лишив возможности продолжения рода человеческого, а сегодняшние «духовные» скопцы уничтожают других во имя веры.

Список использованной литературы:

  1. Т. Емельянова. Откровение.– Новосибирск.– ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат». 2004, 212 с.
  2. В. I – нв. Олекминские скопцы// Живая старина.– 1894 г. –вып.3-4.
  3. К. Новиков Наследие скопцов// – Деньги, , 2007.– №49
  4. С. Неханкин .Членовредители.80 лет назад в СССР прошли судебные процессы над сектой скопцов// – Аргументы недели.– 2009. – март  .
  5. Е. Розенков Скопцы – ошибка трактовки. – Деньги, 2007. №49
  6. А. Юдин. Русская народная культура. Русское разномыслие: духовное искание простого народа. – Библиотека русской культуры Гумер – культурология.– 2007.
  7. Н.И. Яковлев. Олекминские скопцы. – Хабаровск, АСТ ДВ, 2005, 75 с

Приложение 1

Приложение 2