По учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», УМК «Школа России»
Цель: познакомить учащихся с группами растений и их признаками.
Задачи:
- расширение знаний о многообразии растений;
- развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- развитие речи учащихся;
Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация Power Point к уроку; гербарий растений, энциклопедии.
Тип урока: получение новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока
– Внимательно посмотрите на экран и ответьте
на вопрос: «О чём мы сегодня будем говорить на
уроке?» (Приложение 1.
Слайд 2)
– Попробуйте сформулировать тему урока.
Ученик. Сегодня мы будем говорить о
разнообразии растений.
2. Работа по теме
Учитель. Куда бы вы ни пошли, везде вы
окажитесь в окружении растений. Над головами
шутят кроны деревьев, на клумбах радуют нас своим
разнообразием цветы. В тенистых уголках
обосновались мхи и папоротники. Всё это растения.
Растения разных видов встречаются на суше и в
воде, в пустынях и лесах.
И хотя растения разнообразны, многие из них имеют
одинаковые части. Какие части растения вы знаете?
(Приложение 1. Слайд 3)
– На какие группы делится царство растений? (Приложение 1. Слайд 4)
– Что такое группа растений?
– По каким признакам учёные разделили растения
на группы? (Приложение 1.
Слайд 5)
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно
изучить признаки каждой группы растений.
Попробуйте сформулировать цель урока.
Ученик. Цель нашего урока –
познакомиться с группами растений и их
признаками.
– Сегодня вы много о растениях узнаете сами по
учебнику, дополнительной литературе и гербарию.
Будем работать по группам. Каждой группе
учащихся изучить данную группу растений, их
признаки:
- хвойных растений;
- цветковых растений;
- папоротников;
- мхов;
- водорослей;
(Дети готовят сообщения, выступления учащихся может быть в любой последовательности.)
Сообщение учеников о хвойных растениях
Хвойных насчитывают около 600 видов.
Представители хвойных растений:
Сосна. (Приложение 1.
Слайд 10)
– Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом
бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех
микробов.
Можжевельник. (Приложение 1.
Слайд 11)
– Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды
первый год зелёные. Второй год серые и только на
третий год сине-чёрные. Слово можжевельник
происходит от слов между и ельник т. е. растущий
между елями. Можжевельник очищает воздух от
микробов.
Ель. (Приложение 1.
Слайд 12)
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
Кедр. (Приложение 1.
Слайд 13)
У хвойных растений есть корень, стебель, плод с
семенами.
Учитель. Чем отличаются хвойные от
других групп растений. (Приложение
1. Слайды 14, 15)
Учитель. Какие части растений имеют
хвойные?
– Чем отличаются хвойные от других растений?
– Следующая группа растений – папоротники. (Приложение 1. Слайды 16,
17)
Сообщение учащихся.
В эту группу входит около 10000 видов растений.
Эти растения можно встретить на севере, в тундре,
в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в
сухих местах.
У папоротников нет цветков, но есть листья,
стебли и корни. Стебли их обычно не видны,
так как растут под землёй. Видимая часть растений
– это листья.
Папоротники лианы. (Приложение
1. Слайд 18)
– Папоротники лианы высоко поднимаются по
стволам деревьев.
Папоротники – эпифиты, живущие на стволах и
ветках деревьев. (Приложение 1.
Слайд 19)
– Олений рог – эпифит гигант порой весит около 100
кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются
с корнями даже крупные деревья.
Папоротники – деревья. (Приложение
1. Слайд 20)
Когда-то папоротники были огромными деревьями –
до 30 метров в высоту. Сейчас древовидные
папоротники сохранились только в тропиках.
Учитель. Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?
– Следующее царство – мхи. (Приложение 1. Слайды 21, 22)
Сообщение учеников.
Это низкорослые растения, стелющиеся по земле.
У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет
цветков и семян. Вместо них на верхушке растения
появляются небольшие коробочки, в которых
находятся споры. С помощью эти спор мхи
размножаются.
Сфагнум. (Приложение 1.
Слайд 23)
Растение, которое прекрасно впитывает влагу.
Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их
месте образуются болота. Со временем, отмирая,
растения образуют торф. Во время Великой
Отечественной войны, когда не хватало
медикаментов, сфагнум заменял врачам при
перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом
растении содержатся вещества способные
дезинфицировать рану.
Кукушкин лён. (Приложение 1.
Слайд 24)
– Кукушкин лён идёт в рост и может вытянуться до
30-40 см. Как и все мхи кукушкин лён размножается
спорами, которые находятся в коробочках.
Коробочки возвышаются над стебельками на
длинной тонкой ножке и сверху прикрыты
колпачками.
Учитель. Так почем же мхи выделили в особую группу?
– Следующая группа – водоросли.
Сообщение учеников.
Водоросли жители воды. (Приложение 1. Слайд 6)
Людям известны различные морские водоросли:
бурые, красные, зелёные. (Приложение
1. Слайд 7) Зелёная пена на воде стоячих
прудов – это водоросли. В отличие от других
растений у водорослей нет корня, стебля, листьев.
Самые крохотные водоросли настолько малы, что в
литре морской воды их насчитывается миллионы.
Самые крупные – бурые водоросли, достигают в
длину около 60 метров.
(Приложение 1. Слайд 8)
– Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи
– это одноклеточные водоросли. Они хорошо себя
чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктиды,
горячих гейзерах Исландии, почти во всех пресных
и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе
велика. Количество выделяемого ими кислорода
сравнимо, пожалуй только с тем, которое выделяют
все высшие растения земного шара. Размер
хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые
крупные из них – 1,5 см.
Учитель. Почему водоросли выделены в
отдельную группу
Ученики. У водорослей нет органов.
– Следующая группа – цветковые. (Приложение 1. Слайд 9)
Сообщение детей.
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
Учитель. Почему цветковые выделили в особую группу?
3. Физкультминутка
Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
4. Обобщение знаний
– Сейчас, опираясь на полученные знания,
заполним таблицу. (Приложение 1.
Слайд 25)
– Мы изучили признаки групп растений. (Приложение
1. Слайд 26)
– Какие растения относятся к низшим и почему?
– Какие группы растений относятся к высшим и
почему?
5. Закрепление знаний.
1) Назовите лишнее. (Приложение 1. Слайд 27)
2) Разгадайте кроссворд. (Приложение 1. Слайд 28)
1) Есть змеи стометровые,
Зелёные, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.2) На кусте цветочки –
Как девичьи щёчки.
А сами сучья –
Как пасть щучья.3) У осины на коре,
У забора, на дворе –
Накипь, будто золото,
К дереву приколота.4) Волшебная птица
Под дубом гнездится:
С зелёным пером,
С широким крылом,
А вместо малого птенца
Сидит улитка в три кольца.5) Стоит столб до небес,
А на нем шатёр – навес,
Красной меди столб точёный,
А навес сквозной зелёный.
Учитель. Какие отгадки являются
названиями групп растений?
– К какой группе относится сосна, шиповник?
6. Итог урока. Рефлексия (Приложение 1. Слайд 29)
– Какой теме посвящён урок? На какие группы учёные – ботаники делят растения?
7. Домашнее задание
– Приготовить сообщение о любом виде растений.