Цель: сформировать у учащихся осознание влияния привычек на здоровье человека.
Задачи:
- Определение соотношения понятий «здоровый образ жизни» и «привычки человека»;
- Развитие у учащихся навыков принятия обоснованных решений.
Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской. Дополнительно: презентация (Приложение 1).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Социальный педагог:Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Внимание к вопросам здоровья последние годы заметно возросло. Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. «Жизнь долга, если она полна». Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце ХХ века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.
2. Начнём нашу беседу с вопросов:
– Что такое здоровье? (Обсуждение).
Здоровье – это отсутствие болезней. Болезнь – это нарушение здоровья. Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека. В большей степени здоровье человека зависит от него самого.
Слайд 3.
Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение:
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Вывод: Здоровье необходимо сохранять и укреплять и доброе здоровье обеспечит нам долгую и активную жизнь в обществе.
3. Обратимся к изречениям великих людей. Вот одно из них: «Человек определяется не только врождёнными качествами, но и приобретёнными» (И.Гёте)
Далее (Слайд 4). Давайте обсудим данное высказывание и найдем ответы на следующие вопросы:
– Что такое привычка?
– Какие бывают привычки?
– Каким образом могут повлиять привычки на
судьбу человека?
4. Вывод: «Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения».
5. Сейчас я раздам вам напечатанные фразы. В них пропущены некоторые слова. Вы должны эти слова вставить в соответствии со смыслом этой фразы.
- Привычка – это…., ставшее для кого-то…. действием (постоянное, склонность, поведение)
- Полезные привычки – образ действия, который…. здоровье человека (сохраняет, укрепляет, ухудшает)
- Вредные привычки – образ действия, который … здоровье человека (сохраняет, разрушает)
6. Теперь давайте поговорим о ваших привычках.
- Какие у вас есть вредные и полезные привычки?
- Что повлияло на формирование ваших привычек?
- В чем мешают вам вредные привычки?
- Каковы последствия ваших вредных привычек?
- От каких привычек вы хотели бы избавиться?
7. Заполните таблицы. Работа по группам.
Полезные привычки | Влияние на здоровье человека |
|
Вредные привычки | Влияние на здоровье человека |
|
8. Подведение итогов
Слайд 5.
- Привычка – поведение, ставшее для кого-то постоянным.
- Привычки бывают полезные и вредные.
- Привычки меняют характер и судьбу человека
Слайд 6.
Педагог-психолог. Посмотрите внимательно на карту мира: зеленым цветом здесь отмечены непьющие страны, красным условно пьющие страны. Как вы думаете, почему существует проблема употребления алкоголя в мире? (обсуждение)
Слайд 7.
Для России характерно:
- Большое потребление алкоголя на душу населения
- Преобладание крепких спиртных напитков
- Высокая смертность от алкогольных отравлений
- Увеличение числа больных алкоголизмом
- Снижение среднего возраста первого употребления алкогольных напитков
- Увеличение употребления алкоголя среди девушек
- Нарастание алкогольных психозов
- Нарастание правонарушений в состоянии алкогольного опьянения
Слайд 8.
– Часто приходится слышать, что Россия издревле была самой пьющей страной в мире, но на самом деле это не так. В Древней Руси спиртного пили очень мало! Только на избранные праздники! Из общей чарки гость выпивал лишь несколько глотков! Из какой сказки А.С. Пушкина эти слова: «И я там был: мёд, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало!»?
– Что же такое, по-вашему, пиво? Что это за напиток такой? (ответы детей)
Слайд 9.
– Пиво – это алкогольный напиток! Не прохладительный или слабоалкогольный, а именно алкогольный. Содержание спирта в одной бутылке пива составляет как минимум 50 грамм.
Слайд 10.
– Алкоголь – это психоактивное вещество, замедляющее деятельность мозга и нервной системы. Это химическое вещество, которое влияет на функции всего организма. Он изменяет сознание человека, меняет химические реакции головного мозга и сказывается на мыслительных процессах человека, его ощущениях, поведении.
Алкоголь, попадая в организм, всасывается через стенки желудка и тонкого кишечника, а затем попадает в кровеносную систему. С кровью он разносится во все органы, в считанные минуты достигает мозга, замедляя его работу, снижая самоконтроль. Ухудшается память, снижается острота зрения, слуха, вкуса, обоняния. Меняется координация движений в пространстве, восприятие.
Вопросы для обсуждения:
– Какие последствия могут быть у человека,
подростка употребляющего спиртные напитки?
– Можно ли при помощи алкоголя решить свои
проблемы?
– Какие существуют альтернативы употреблению?
Слайд 11.
Какое вещество арабские алхимики назвали «величайшим обманщиком»?
Этиловый спирт (аль – кохоль) в переводе с арабского означает «нечто воздушное, эфирное» из – за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление.
Слайды 12, 13. (Обсуждение)
Слайды 14, 15.
– Часто приходится сталкиваться с ошибочным мнением относительно алкоголя и его влияния на человека. Сегодня мы с вами рассмотрим наиболее часто встречающиеся мифы и постараемся принять правильные решения:
С помощью алкоголя можно быстро согреться
– Неправда. Второе название крепких напитков – «горячительные». Почему? Спирт действительно обладает согревающим эффектом, поэтому считается, что для замерзших глоток чего-нибудь такого – самое лучшее лекарство. И на самом деле, кожа краснеет, появляется внутреннее чувство тепла. Но оно очень обманчиво. Дело в том, что при этом теплоотдача только усиливается, и организм начинает остывать еще больше и быстрее. При этом у выпившего сохраняется субъективное ощущение полного благополучия.
Алкоголь повышает работоспособность
– Неправда. Многие уверены, что под воздействием алкоголя (имеется в виду легкая степень опьянения) активизируются мыслительные процессы. Австралийские ученые не так давно доказали субъективность этого утверждения. По результатам исследований, они установили, что у слегка опьяненных людей скорость мыслительных и двигательных реакций действительно может возрастать. Но в 90% случаев эти реакции ошибочны. А все потому, что даже небольшие дозы алкоголя вызывают снижение концентрации внимания и ухудшение качества умозаключений.
Алкоголь снижает артериальное давление
– Это утверждение – "палка о двух концах". Небольшие дозы спиртных напитков действительно ослабляют тонус сосудистой стенки, что в народе называется "расширением сосудов". Но одновременно алкоголь усиливает частоту сердцебиения. А, как известно, артериальное давление напрямую зависит от объема крови, "выталкиваемой" в кровяное русло. Чем этот объем больше, тем давление выше. Таким образом, увеличивая дозу "принятого на грудь" алкоголя, мы лишь поднимаем себе давление.
Качественный алкоголь вреда не наносит
– Неправда. Любой алкоголь оказывает на организм токсическое воздействие. Это обусловлено тем, что один из продуктов распада этилового спирта – уксусный альдегид – весьма опасное соединение для организма. Помимо альдегида, в алкоголе содержатся еще и сивушные масла.
Слайд 16. (Обсуждение пословиц)
Социальный педагог. А сейчас давайте послушаем сообщения о пиве, которые для нас подготовила агитбригада. (Выступление детей)
Очнись, Великая Россия!
Не пора ли, русы – братья,
Нам снова взяться за мечи,
Собраться под знамена ратью
Для смертной праведной сечи.
Очнись, Великая Россия!
И с пьяных четверенек встань!
Довольно алчным ханам змия
Платить чудовищную дань!
Быть или пить – всего два слова,
Но в них душою мы горим.
Вот наше поле Куликово,
Вот где за Русь мы постоим!
И если хочешь ты Отчизне
Хмельные путы разорвать,
Вернуть народ свой к трезвой жизни –
Возьми свой меч, встань в нашу рать!
Борис Кардаш
– К какой борьбе призывает автор этого стихотворения? Почему возникла такая проблема в современной России? (Обсуждение)
Слайд 17.
– Все вы смотрите телевизор и видите множество рекламных роликов, рекламируется, в том числе, и пиво. Как вы думаете, какие цели ставят перед собой производители рекламы? Заботит ли их здоровье людей, которые под воздействием рекламы будут покупать пиво? А знаете ли вы, что любая рекламы не просто говорит о том, что какой-то товар имеется в наличии. А еще и использует психологические приемы, воздействующие на человека. Рассмотрим основные из них:
- Свидетельство звезды (известная личность)
- Все как один (обороты речи)
- Обычный человек (покупатель причисляет себя к ним)
- Радость жизни (продукт используется в счастливые моменты жизни)
- Залог успеха (успешные люди благодаря товару)
- Подтасовка (односторонняя характеристика)
- Перенос (отождествление себя с симпатичной девушкой, молодым человеком)
- Юмор (лучше запоминается)
- Воздействие на органы чувств (цвета, звуки)
- Словесный блеск (множество прилагательных)
- Мнение вместо фактов (мнение представляется как истина)
– Теперь, когда вы получили теоретические знания о вреде наносимым алкоголем и пивом в частности, знаете о приемах рекламодателей, мы предлагаем вам выполнить практическую работу «Антиреклама алкоголя».
По окончании устраивается выставка работ.
Слайд 18.
Подведение итогов
– Китайская мудрость гласит "Первая
порция спиртного превращает человека в соловья,
вторая – в обезьяну, третья – в свинью" (Обсуждение).
Оставаться, что бы ни произошло человеком – эта
возможность у каждого из нас в руках, и этот выбор
каждый из нас делает самостоятельно. Так пусть же
он будет правильным.