Урок математики во 2-м классе "Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100" (УМК "Школа России")

Разделы: Начальная школа


УМК  «Школа России»,  2 класс.

Цели:

  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
  • закрепить знания о периметре и его нахождении;
  • закреплять умение решать уравнения;
  • развивать логического мышления;
  • учить работать самостоятельно и навыкам самоконтроля

Оборудование:  презентация (Приложение), карточки  с примерами для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Прозвенел заливистый
Школьный  звонок.
Начинается новый урок.
Мы готовы считать и задачки решать.

3. Устный счет

– Ребята, какое сейчас время года?  Я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу.

а) Посмотрите, какой необычный красивый зимний лес.  

Установите закономерность и продолжите  ряд чисел:

2, 4, 6,...,...,...
5, 10,15, 20,...,...,... .

б). Познавательная математическая цепочка. «Почему животные впадают в спячку?»

Тихо в зимнем лесу. Деревья в снежном уборе. Некоторые животные впали в спячку. Почему животные впадают в спячку? Решите цепочку примеров и узнаете правильный ответ.

Энциклопедические сведения.

Животные, впадающие в спячку, чаще всего употребляют растительную пищу и запасов на зиму не делают. А с приходом зимы растительная пища пропадает. Но животные накапливают за тёплое время года жир в своём теле. Так что, когда они долгое время не могут найти себе еду, то заползают в свои норы и засыпают. Они проводят так всю зиму, питаясь запасённым жиром.
Настоящая спячка чем-то похожа на смерть  и не имеет ничего общего с обыкновенным сном. Когда животное находится в зимней спячке, его жизненная активность падает практически до нуля. Температура тела опускается до такого уровня, что животное становится чуть теплее окружающего воздуха.
Вот почему животные расходуют свои пищевые запасы, накопленные в теле очень – очень медленно. Если температура в норе становится очень низкой, находящееся в спячке животное просыпается, зарывает себя поглубже   и засыпает снова.

4.  Закрепление пройденного материала

1. Решение задачи

– А все ли животные впадают в спячку?
– Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом

– Кто это? (Белка)

Составьте задачу по краткой записи.  

– Что известно? Какой вопрос в задаче?
– Можем ли ответить на вопрос сразу? Почему?
– Что значит на 6 больше?
– Составьте план решения задачи.
Решение задачи, запись учеником у доски

1) 10 + 6 = 16 (шт.) – орехи
2) 10 + 16 =26 (шт.)  

Ответ: 26 грибов и орехов.

2. Геометрический материал

Белка осенью запасает корм на зиму. Прячет грибы и орехи в кладовке, которые она устаивает на различных деревьях. Как то утром белочка решила позавтракать. На берёзе грибочки взяла, на сосне  в кладовке шишки. Какой путь проделала белочка?
– Найдите весь путь белочки, если от ели до березки 12 м, от березы до сосны 4 м, а от сосны до ели 18 м.
– Как называется фигура, которая у меня получилась?
– Докажите, что это треугольник.  
– Что нужно найти? (Весь путь белочки) Скажите, что нужно найти, на языке математики.
– Что такое периметр?
– Какой буквой обозначается периметр? (Р)

Выберите формулу периметра треугольника.

P = a + b + c

P = a + b + a + b

(Запись решения учеником у доски)
Р = 15 + 4 + 20 = 39 (м)
Ответ: Р = 39 м.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА(«Гимнастика для глаз» Галкина И. А.)

5. Решение уравнений

1) Работа в парах. Составьте правила.

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо  от суммы отнять известное слагаемое.
Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое надо от уменьшаемого отнять разность.
Проверка по рядам.  (Приложение. Слайд)

2) Фронтальная работа.

С. 74 № 3

6. Дифференцированная самостоятельная  работа по карточкам

Вариант 1.

С 37 + 5                П 64 – 9
Е 48 + 20              Х 73 – 4
У 33 + 3

Вариант 2

Х 100 – 16          С 60 – 35
У 84 – 70            Е 41 + 9
П 57 – 30

Вариант 3.

П – 30 увеличить на 10
Е – 65 уменьшить на 2
Х – сумма чисел 30 и 60
С – уменьшаемое 18, вычитаемое  – 2. Найти разность
У –  разность чисел 13 и 7

Реши примеры. Ответы запишите в порядке возрастания и прочитайте слово.  

Вариант 1 – какое слово у вас получилось? (Успех)
Вариант 2 – какое слово получилось у вас? (Успех)
Вариант 3 – какое слово получилось у вас? (Успех)

7. Итог урока

– Вот и подходит к концу наше путешествие. Где мы сегодня с вами побывали?
– Какие задания вам больше всего понравились?
– Какие трудности у вас возникли?
– Какие задания хотели бы выполнять на последующих уроках?

8. Домашнее задание

– Прилетела сорока и принесла весточку. (в конверте домашнее задание): с. 74 № 5, с. 75 № 2