Цель урока:
- познакомить учащихся с особенностями распределения обязанностей в семье;
- помочь учащимся сформировать собственную оценку семьи в развитии экономики государства.
Задачи:
- закрепить понятия «семья», «брак»;
- познакомить учащихся с понятием «экономика»;
- развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать формированию позитивного отношения к семье, выработки собственной ответственной позиции.
Тип урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные.
Основные понятия: семья, экономика, экономические ресурсы, рачительный хозяин.
Учебное оборудование: мультимедийное оборудование и интерактивная доска, индивидуальные карточки.
План.
- Семейные заботы.
- Каким должен быть хозяин дома.
- Как хозяйствовать по правилам.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
- приветствие;
- тема (запись в тетрадь);
- знакомство учащихся с целями и задачами урока.
Опрос домашнего задания п. 7
- индивидуальные карточки (приложение);
- фронтальный опрос по вопросам параграфа, изученного дома.
II. Поисково-исследовательский этап.
Учитель: Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. ? учащимся: Какие потребности вы знаете? (биологические, социальные, духовные) Учитель: Правильно. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи. ? учащимся: Нужна ли человеку семья? Дайте определение термину «брак». |
Слайд 1 |
Учитель: Давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Теремок», (звучит аудио запись фрагмента данного произведения в формате mp3) «Мышка-норушка – толокно толчет, Лягушка-квакушка – пироги печет, А петух на подоконнике – играет на гармонике, Серый ёжик свернулся в клубок – Он сторожит теремок». ? учащимся: Как вы думаете, почему я привела эти строчки и как их можно отнести к нашему уроку? Учитель: Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанность – трудно. Главное желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта. Ведь каждая семья заинтересована так организовать совместный труд, чтобы лучше удовлетворить свои потребности. Домашние дела найдутся для всех домочадцев. |
Слайд 2 |
?и задание для учащихся: А как вы принимаете участие в домашних делах? Я предлагаю вам ответить анонимно на вопросы небольшой анкеты (приложение 2), а счетная комиссия в лице _______ подведет общий результат. |
|
Учитель: А теперь давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (просмотр видеофрагментов из одноименных мультфильмов). И старуха, и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства. Результат у них был одинаковый? (нет). Почему их действия дали разный результат?(Потому что у них были разные ценности, стремления. Один вкладывал душу в свой труд, а старуха хотела все получить просто так). Комфорт в доме – это роскошь или необходимость? (Необходимость. Но наши желания должны совпадать с нашими возможностями). Чем экономный человек отличается от жадного? Какие из этих качеств можно назвать положительными? |
Слайд 3 |
Учитель: Перед вами шарада – разгадайте её и узнаете, о каком хозяине мы с вами будем говорить дальше). Опираясь на текст учебника на с. 80-81 подготовьте устный портрет рачительного хозяина. Учащиеся работают с текстом учебника. |
Слайд 4 |
Учитель: Сегодня нам подготовила Даша материал о том, что такое экономика и ресурсы. После её рассказа постарайтесь, опираясь на схему ответить на вопрос: Как можно экономить ресурсы? | Слайд 5 |
III. Физминутка
- пальчиковые игры (рожки- ножки, цепочка);
- задание нарисовать одновременно двумя руками восьмерки на последней странице тетради).
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
- Решение теста по теме урока. Тест проецируется на интерактивную доску и учащиеся отвечают в группах, используя пульты дистанционного управления. При решении верный ответ выделяется зеленым цветом. (Или, при отсутствии интерактивной доски, можно использовать формат презентаций и учитель выделяет ответы учащихся).
- Подведение итогов по анкетированию и комментарии учителя по результатам.
- Домашнее задание – параграф 8, подготовить небольшое сочинение-рассуждение о том, какую роль играл «Домострой» в жизни наших предков.