Оформление: стены украшены плакатами с цитатами великих людей:
- «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский)
- «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Белинский)
- «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн)
- «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью…» (А.Н. Толстой)
Описание игры: нужно разделиться на две команды, первая команда будет называться «Суффиксы», а вторая «Корни». Задания будут одинаковые, а варианты заданий разные.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
Учитель: Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Сегодняшний урок пройдёт в игровой форме. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык!». Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Желаю всем удачи!
СУФФИКСЫ |
КОРНИ |
||
Задание 1. О каких знаках препинания идет речь? | |||
Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак) Известно миру с давних пор, |
Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу- За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак) Он всем старается помочь, |
||
Задание 2. Найдите общее окончание для данных буквосочетаний | |||
Фла Бал (КОН) Дра За |
Пла Ис (ТОК) Ка Напи |
||
Задание 3. Переставив по горизонтали буквы каждого ряда, составьте слова | |||
ОБЛУЬГ НИЦИАС ГАУПЙОП РОАКСО |
КОТУСОН НЕРЬСИГ БЕЙВОРО ВИГННИП |
||
Задание 4. Попробуйте придумать новые слова из слова АКТИВНОСТЬ | |||
Задание 5. Вопросы: | |||
Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки) | Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё) | ||
Учитель: А вы знаете, как во времена М.В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку и скобку? (Восклицательный – удивительным; черточку – единительным; скобки – вместительным.) | |||
Задание 6. Составьте предложение, каждого слово которого должно начинаться на букву К (или П, О, Н). (например, буква К. Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна, Прасковья Петровна пригласила Петра Петровича поужинать пирогами.) | |||
Задание 7. Перечислите по порядку 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) |
Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? (МелЬ, уголЬ, шестЬ) |
||
Задание 8. Укажите существительное ж.р. Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе. |
Укажите существительное м.р. Радио, кофе, поле, помощь. |
||
Задание 9. Назовите сложное слово | |||
А) Специалист по разведению садов. (Садовод)
Б) Канал для выхода дыма из трубы. (Дымоход) В) Русская народная игра-пляска. (Хоровод) |
А) Лес, поваленный бурей. (Бурелом)
Б) Аппарат для помола кофе. (Кофемолка) В) Дом, где живут студенты. (Общежитие) |
||
Задание 10. Что обозначают эти выражения? (Попробуйте привести свои примеры) | |||
Шиворот-навыворот Спустя рукава Точить лясы |
При царе Горохе Медведь на ухо наступил Семь раз отмерь, один раз отрежь |
||
Задание 11. Для обеих
команд (кто быстрее) Здесь вы сможете найти девять «выпускников» «Фабрики звезд». Конечно, все они вам знакомы! Вот только их фамилии (или псевдонимы) раскололись на части. Попробуйте их собрать. |
ДУБ |
СА |
СВЕ |
МА |
ША |
СОГ |
ВА |
ПО |
ЛЯ |
НЕ |
ЛИ |
ПИН |
ДИ |
КОЛ |
ВИ |
ДОЛЬ |
ВА |
КО |
КО |
ДАЙ |
СКАЯ |
НИН |
ТИ |
ЦО |
АНА |
ВА |
ДУН |
ЧЕ |
(Дубцова, Согдиана, Шаляпин, Подольская, Колдун, Светикова, Дайнеко, Малинин, Савичева)
Учитель: А теперь последнее задание. Попробуйте все дружно отгадать сканворд.
Задание 12. Головоломка в картинках (Приложение 1)
- Рисунок 1: «Суффиксы»,
- рисунок 2: «Корни».
Подведение итогов
После окончания игры учитель подводит итог. Объявляются результаты и победитель игры. В журнал проставляются оценки, которые получили ребята.