Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста "Времена года"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Коррекционно-образовательные: закреплять и обобщать знания детей по теме «Времена года»; уточнение, расширение  и активизация  словаря по теме.
  • Коррекционно-развивающие:  развивать фонематический слух; развивать внимание, память, логическое мышление; активизация речевой деятельности; развитие зрительного восприятия; совершенствование диалогической речи.
  • Воспитательные: формировать доброжелательное отношение к друг другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: картины с временами года и их признаки в картинках; мяч; коробка большая на нем нарисована Незнайка и логотип садика;  разного цвета маленькие коробочки; карточка-схема  местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце) и картинки;  схема игры «Звуковая карусель».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слышится стук в дверь. Кто-то из детей  идет открывать дверь. Входит почтальон и передает посылку.

Логопед: Интересно, от кого же это письмо? (Дети замечают, что на посылке нарисована зима и Незнайка в трусах и в майке и логотип МДОУ «Шихазанский детский сад №1 «Искорка»).

Логопед: Что случилось Незнайкой? (Рассуждения детей).

Логопед: Правильно, он перепутал времена года. Как нам помочь Незнайке? (Ответы детей).

– Посмотрим,  что он  прислал в коробке?

Открывают посылку и достают зеленую коробку. Открывают зеленую коробку. Внутри большая картина о весне 6-ти кармашками и карточки с признаками времен года. (Приложение 1). Дети выбирают признаки весны и вставят в кармашки.

Логопед: Молодцы, вы правильно выбрали признаки весны.

(После подбора карточек, дети  замечают  коробке еще  карточки-схемы  местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце) и картинки). (Приложение 5)

Логопед: Ребята, что мы должны делать с этими схемами и картинками? (Рассуждения детей).

Логопед: Правильно, вы должны подобрать к схемам по месту расположения звука картинки.

Логопед: Молодцы ребята. Правильно выполнили задание.

Достают 2-ю коробку красного цвета. Дети находят  картину о лете и карточки с признаками времен года. После подбора карточек, дети замечают  мячик. (Приложение 2)

Логопед: Зачем нам мячик? (Рассуждения детей)

Логопед: Правильно, сейчас поиграем  с мячиком в  игру «Скажи наоборот».

Грустный – веселый, кислый – сладкий, теплый – холодный, черный – белый, пустой – полный,  худой – толстый, легкий – тяжелый умный – глупый, горячий – холодный, шершавый – гладкий.

Достают  3-ю коробку оранжевого цвета. Внутри большая картина про осень с 6-ю кармашками и карточки с признаками времен года. (Приложение 3)
После подбора карточек, дети замечают еще одну картинку «Что перепутал художник».

Логопед: Посмотрите внимательно на картину, которую составил Незнайка. Какое время года нарисовано на картине? (Осень).

(Дети находят допущенные Незнайкой ошибки).

Логопед: Правильно ребята,  Осенью снега нет, медведь не спит в берлоге, зайчик не носит белую шубку и т.д.

Логопед: Вы нашли все ошибки, которые допустил Незнайка. Теперь на картине настоящая осень: листья на рябине красные, вдалеке мы видим разноцветный лес, на земле лужи, птицы улетают на юг.

Достают 4-ю коробку белого цвета. Внутри большая картина про зиму 6-ти кармашками и карточки с признаками времен года. (Приложение 4)
После подбора карточек, дети замечают картинки.

Логопед: Что мы должны делать картинками? (Рассуждения детей).

Логопед: Правильно из первых звуков мы должны составить слово.

Логопед: Скажите, какой первый звук вы слышите в слове слон? (Звук С.)

Логопед: Молодец, правильно ответил. А какой звук слышится вначале слова петух? (Звук П).

и т.д.

Логопед:  Какое слово получилось? (Спасибо). Незнайка благодарить вас за помощь и говорить вам спасибо.

Дети замечают, что Незнайка из посылки потерялась.

Логопед: Ой, куда она делась? (Дети смотрят по сторонам и замечают Незнайку на коробке белого цвета в зимней одежде).

Логопед: Почему он зимней одежде? (Рассуждения детей).

Логопед: Незнайка понял, что  зимой надо одеваться тепло.

Логопед: Что  за посылку нам прислал Незнайка? (Рассуждения детей).

Логопед: Правильно, коробки были разного цвета, они означают времена года.

Логопед:  Что означают эти цвета? (Времена года).

Логопед: О чем мы говорили на занятии? (Ответы детей).

Логопед: Молодцы! Мы говорили о временах года…

Логопед: Незнайка благодарить нас и дарить нам  игру.