Тема: «Дифференциация звуков [д]-[т], [д’]-[т’], букв д-т.»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать орфографическую зоркость;
- повторить правило правописания парных согласных.
Ход занятия
1. Оргмомент
2. Дыхательная гимнастика
– Отгадайте, от какого фрукта лежит кожура на тарелочке. А для этого вдохните аромат каждой корочки.
(Дети вдыхают аромат корочек апельсина, мандарина, лимона, банана).
– Ароматы, каких фруктов вдыхали?
– Какой из этих фруктов является атрибутом нового года?
– Опишите мандарин.
– Составьте предложение с этим словом.
– Кто из вас любит мандарины?
Скоро приближается праздник Новый год и я вам приготовила новогодний подарок с мандаринами. Но ночью кто-то побывал у нас в классе и спрятал подарок. А вместо подарка оставил какую-то карту. Как вы думаете кто это были?
– Это были инопланетяне. На карте они обозначили те задания, которые нам надо выполнить. Когда мы их выполним тогда и сможем найти подарки.
3. Пальчиковая гимнастика.
– Чтобы выполнить первое задание нужно найти буквы, а для этого надо перебрать фасоль (дети ищут буквы в сухих бассейнах с фасолью, перебирая её).
– Составьте из букв слова.
ГОД КОТ
– Что необычного заметили в этих словах?
( В словах встретились парные согласные)
– По какому признаку они образуют пару.
Сформулируйте тему и цель сегодняшнего занятия.
4. Развитие навыков звукового анализа
– Назовите последние согласные в составленных словах.
– Чем отличаются звуки [д]-[т]? Что у них общее?
– Ну а сейчас проверим, умеете ли вы на слух различать эти согласные.
Выполним следующее задание и поиграем в игру «Угадай число!».
( Учитель - логопед называет слово, а дети зачёркивают нужную цифру в числовом ряду).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
– Определите место буквы т.
Слова: диктант, ребята, стул, тоска.
– Определите место буквы д.
Слова: кондитер, трудно, сдул, тоска.
– Назовите слова, которые различаются только одним звуком.
Игра «Найди ошибки».
– Найдите ошибки в стихотворении.
Поэт придумал строчку,
В конце поставил дочку.
– Чем различаются слова дочка-точка?
– А теперь самостоятельно попробуйте записать предложения, правильно подбирая слова.
У Алёнушки на сердце ……….. |
доска |
На крыльце подгнила …………. |
тоска |
– Что происходит со словом, если в нём заменим одну парную согласную на другую?
– Какое правило правописания парных согласных вы знаете?
5. Работа над парными согласными.
Отгадайте кроссворд. Запишите слова с парными согласными, подберите к ним проверочные слова.
- В золотой дубочек спрятался клубочек. (Жёлудь)
- Его весной и летом мы видели одетым,
а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дуб) - В огне не горит в воде не тонет. (Лёд)
- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
- Что растёт корнем вверх? (Зуб)
– Назовите слова с парными согласными [д]-[т]. Составьте предложения с этими словами. Запишите предложения в тетрадь.
6. Самостоятельная работа
– Расшифруйте предложения, правильно записав слова с парными согласными.
…е…и гос…или у …ё…и в …еревне. …я…я угос…ил …е…й
мё…ом. Мё… был сла…кий.
7. Итог
– Все задания инопланетян мы выполнили. Попробуйте теперь найти подарки. Они находятся в предмете в названии, которого есть звуки, которые были нашими помощниками. (Стол)
– Дайте оценку своей работе на занятии.