Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'], букв д-т"

Разделы: Логопедия


Тема: «Дифференциация звуков [д]-[т],  [д’]-[т’], букв д-т.»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи:

  • развивать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • повторить правило правописания парных согласных.

Ход занятия

1. Оргмомент

2. Дыхательная гимнастика

– Отгадайте, от какого фрукта лежит кожура на тарелочке. А для этого вдохните аромат каждой корочки.

(Дети вдыхают аромат  корочек апельсина, мандарина, лимона, банана).

– Ароматы, каких фруктов вдыхали?

– Какой из этих фруктов является атрибутом нового года?

– Опишите мандарин.

– Составьте предложение с этим словом.

– Кто из вас любит мандарины?

Скоро приближается праздник Новый год и я вам приготовила новогодний подарок с мандаринами. Но ночью кто-то побывал у нас в классе и спрятал подарок. А вместо подарка оставил какую-то карту. Как вы думаете кто это были?

рис.1

– Это были инопланетяне. На карте они обозначили те задания, которые нам надо выполнить. Когда мы их выполним тогда и сможем найти подарки.

3. Пальчиковая гимнастика.

– Чтобы выполнить первое задание нужно найти буквы, а для этого надо перебрать фасоль (дети ищут буквы в сухих бассейнах с фасолью, перебирая её).

– Составьте из букв слова.

ГОД   КОТ

– Что необычного заметили в этих словах?

( В словах встретились парные согласные)

– По какому признаку они образуют пару.

Сформулируйте тему и цель сегодняшнего занятия.

4. Развитие навыков звукового анализа

– Назовите последние согласные в составленных словах.

– Чем отличаются звуки [д]-[т]? Что у них общее?

– Ну а сейчас проверим, умеете ли вы на слух различать эти согласные.

Выполним следующее задание и поиграем в игру «Угадай число!».

( Учитель - логопед называет слово, а дети зачёркивают нужную цифру в числовом ряду).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

– Определите место буквы  т.

Слова: диктант, ребята, стул, тоска.

– Определите место буквы д.

Слова: кондитер, трудно, сдул, тоска.

– Назовите слова, которые различаются только одним звуком.

Игра «Найди ошибки».

– Найдите ошибки в стихотворении.

Поэт придумал строчку,
В конце поставил дочку.

– Чем различаются слова дочка-точка?

– А теперь самостоятельно попробуйте записать предложения, правильно подбирая слова.

У Алёнушки на сердце ………..

доска

На крыльце подгнила  ………….

тоска

 – Что происходит со словом, если в нём заменим одну парную согласную на другую?

– Какое правило правописания парных согласных вы знаете?

5. Работа над парными согласными.

Отгадайте кроссворд. Запишите слова с парными согласными, подберите к ним проверочные слова.

  1. В золотой дубочек спрятался клубочек. (Жёлудь)
  2. Его весной и летом мы видели одетым,
    а осенью с бедняжки сорвали все рубашки.  (Дуб)
  3. В огне не горит в воде не тонет. (Лёд)
  4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
  5. Что растёт корнем вверх? (Зуб)
рис.2

– Назовите слова с парными согласными [д]-[т]. Составьте предложения с этими словами. Запишите предложения в тетрадь.

6. Самостоятельная работа

– Расшифруйте предложения, правильно записав слова с парными согласными.

…е…и    гос…или  у  …ё…и   в  …еревне.  …я…я   угос…ил  …е…й 

мё…ом.  Мё…  был  сла…кий.

7. Итог

– Все задания инопланетян мы выполнили. Попробуйте теперь найти подарки. Они находятся в предмете в названии, которого есть звуки, которые были нашими помощниками. (Стол)

– Дайте оценку своей работе на занятии.