Цель работы:
- Формирование важнейших социальных, коммуникативных навыков, способствующих успешной адаптации в школе, обществе.
- Развитие учебной мотивации, формирование познавательных интересов.
- Укрепление сотрудничества, поиски новых путей взаимодействия с педагогами малого педколлектива работающего в 5 классе.
- Повышение психолого-педагогической и валеологической культуры семейного воспитания.
- Привлечение родителей к сотрудничеству.
Формы работы.
Работа ведётся по трём направлениям:
- Психолого-педагогическая и коррекционная работа с учащимися (индивидуальная и групповая).
- Сотрудничество «Классный руководитель, воспитатель + психологическая служба».
- Психолого-педагогическое просвещение родителей через «Школу родителя», действующую в гимназии.
Основная тема сотрудничества на 2009-2010 учебный год: «Особенности адаптационного периода пятиклассников и пути решения выявленных проблем».
Определены сопровождающие действия поддержки пятиклассников. В рамках работы «Школы родителя», предусмотрено проведение двух родительских собраний. В первом полугодии было проведено родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода в 5 классе».
Цели:
- Уточнение и корректировка представлений родителей о понятии « адаптационный период» и его особенностях, как об одном из важнейших периодов школьного детства. Дать теоретическое обоснование.
- Формирование у родителей установок на сотрудничество со своими детьми для преодоления возникших трудностей.
- Ознакомить с результатами диагностики и дать рекомендации родителям.
Ожидаемые результаты: данное мероприятие поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.
Участники: учащиеся, родители учащихся, школьный психолог, классный руководитель.
Ценности: знания, учёба, семья.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ватман, маркеры, выставка автопортретов учащихся.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Организационный блок
1) Приветствие и представление участников.
2) Сообщение темы разговора с родителями. Постановка цели и задач собрания.
2. Информационный блок
Вступительное слово. Переход из
начального звена в среднее считается наиболее
сложной педагогической проблемой, а адаптация в 5
классе – одним из труднейших периодов школьного
обучения. (Приложение 1.
Слайды 1-2).
Результат анкетирования: всего опрошено – 18
учащихся.
Утверждение |
Положительные ответы |
Мне нравится учиться в 5 классе. | 18 человек |
Я хочу вернуться в начальную школу. | 3 человека |
Мне трудно учиться в 5 классе. | 15 человек |
Вопрос родителям: Каковы же причины основных затруднений вашего ребёнка при обучении в 5 классе?
3. «Мозговой штурм» (работа в группах)
Ведущий предлагает родителям и детям
предположить причины основных затруднений
ребёнка при обучении в 5 классе. Все ответы
фиксируются на бумаге, после этого каждая группа
озвучивает полученные результаты.
Педагог обобщает полученные результаты и
сообщает результаты предварительного
анкетирования с учащимися, где
обозначились следующие трудности: трудная
программа, сложные задания, новые учителя,
устают.
Демонстрация слайд-презентации (Приложение 1):
- Самый трудный предмет для учащихся (слайд 3).
- Характеристика состояния ребёнка (слайд 4).
Вывод: «Трудности, которыё характеризуют состояние ребёнка»:
- Низкая организованность.
- Недисциплинированность.
- Снижение самооценки.
- Рейтинг успеваемости в сравнении с 4 классом (слайд 5).
Вывод: в ходе анализа данных рейтинга, наблюдается:
Снижение успеваемости | 17 человек |
Наблюдение значительного роста | 4 человека |
Стабильность | 4 человека |
- Вопрос родителям: «Каково же теоретическое обоснование проблемы?» (слайд 6).
- Сопровождающие действия поддержки
пятиклассников (слайд 7).
- Наблюдение.
- Беседы (индивидуальные и групповые).
- Тематические классные часы.
- Диагностическая деятельность.
- Посещение уроков второй половины дня.
- Сотрудничество с психологом (Приложение 3).
- Рекомендации для родителей в период адаптации пятиклассников, важно: (слайд 8).
4. Типы восприятия учебного материала
Выступление психолога: Соблюдение
одних рекомендаций недостаточно для достижения
наиболее высоких результатов. Необходимо
помнить, что каждый ребёнок индивидуален и
по-разному воспринимает информацию (слайды
9-13).
Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали
особенности своего учебного стиля, т.е. могли
чётко сформулировать для себя, как они лучше
всего усваивают учебный материал.
5. Результаты анкетирования учащихся:
«Участие родителя в жизни школьника»
Вопросы анкеты | Ответы и комментарии |
1. Интересуются ли родители моей школьной жизнью? | «Да» – 18 человек. В основном родители интересуются, чем кормили и какие оценки получили. |
2. Помогают ли родители при выполнении домашнего задания? | «Да» – 12 человек. «Иногда» – 4 человека. «Нет» – 2 человека. Так как стараюсь делать самостоятельно. |
3. Наказывают ли физически за мои неуспехи в учёбе. | «Да» – 3 человека. «Нет» – 15 человек. |
4. Как поощряют за успехи? | «Никак» – 2 человека. «Подарки» – 6 человек. «Деньги» – 1 человек. «Хвалят» – 7 человек. «Разрешают больше играть в компьютер» – 2 человека. |
5. Мне хочется, чтобы мои родители … | «Уделяли больше внимания» – 5
человек. «Понимали меня» – 1 человек. «Помогали при выполнении домашнего задания» – 10 человек. «Я считаю, что мои родители уделяют достаточно внимания» – 2 человека. Цитата из анкеты: «Я хочу, чтобы моя мама уделяла мне внимание и говорила со мной о проблемах в школе. Не ругала за неудачи и двойки». |
Вывод: Многие учащиеся нуждаются в более близком сотрудничестве со своими родителями для преодоления возникших трудностей.
6. «Мозговой штурм» (работа в группах)
Задание: Наполнить содержанием
предложенные рекомендации (слайд 14).
(Все ответы фиксируются на бумаге, после этого
каждая группа озвучивает полученные результаты.)
Полная версия предлагаемых рекомендаций (слайд
15).
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы
поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в
доме, когда в школьной жизни ребенка происходят
изменения.
7. Поведение итогов совместной работы родителей педагогов и учащихся, раздача буклетов-памяток (Приложение 2), планирование перспектив сотрудничества.
Список используемой литературы:
1. Дубровина И.В. «Индивидуальные
особенности школьников».
2. Фридман Л.П.и др. «Изучение личности
учащегося и ученических коллективов».
3. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова
«Справочник классного руководителя 5-9 класс».
4. Использование интернет ресурсов: www.tvoyrebenok.ru/psy_school.shtml