Урок-соревнование "Ох уж это электричество!"

Разделы: Физика


Цели:

  • закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;
  • формировать навыки самостоятельной работы;
  • развить умение объяснять окружающие явления.

Эпиграфы:

Начинающему можно и нужно помочь учиться, и все же научиться он может только сам. (Советский физик, академик И.М.Франк (1908-1990)
Умелые руки — помощники науки. (Народное наставление)

Оформление: портреты ученых: Ампера, Вольта, Ома.

Оборудование: модуль для подключения источника тока, резистор 2 Ом, переменный резистор 6 Ом, ключ, амперметр, вольтметр из демонстрационного набора по электричеству; источника тока, переменный резистор, ключ, вольтметр, лампочка из лабораторного набора по электричеству

В ходе урока проводятся соревнования, в которых принимает участие весь класс.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя, в котором сообщается план работы на уроке

П. Конкурсы

1. Конкурс «Разминка»

Необходимо закончить фразу учителя. Первый, правильно ответивший, получает жетон.

2. Конкурс «Аукцион»

На обсуждение выставляются по очереди лоты. Задача учащихся - как можно больше сообщить о данном лоте. Информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозированной и являться логически законченным высказыванием.

3. Конкурс «Сделай сам»

1) По собранной цепи, выполнить задание (у доски)
2) По предложенной схеме собрать цепь и выполнить задание.

4. Конкурс «Раз задача, два задача…»

В течение 5 минут решить как можно больше задач. Условия записаны на слайде, ответы проверяются по истечении времени

5. Знаете ли Вы?  

Принимаются полные ответы.

6. Конкурс любителей кроссвордов

Первый, правильно ответивший, получает жетон.

ЗАДАНИЯ К КОНКУРСАМ

Конкурс «Разминка»

1. Электрическим током называется...
2. Единица электрического сопротивления...
3. Формула закона Ома для участка цепи...
4. Действия электрического тока...
5. Причиной сопротивления является ...
6. Электрическое сопротивление зависит от ...
7. Электрическое напряжение измеряется ...
8. Амперметр включается в цепь ...
9. Единица силы тока - ...
10.  Электрический ток направлен от...
11. Удельное сопротивление это ...
12.1 кОм = ...
13. Формула сопротивления проводника ...
14. Вольт – амперной характеристикой называется …

Конкурс «Аукцион»

Лот № 1. Составьте соответствия (Приложение 1. Слайд 2)

Лот № 2 (Приложение 1. Слайд 3)

Примерные высказывания учащихся:

1. Это – график зависимости силы тока от напряжения, построенный для 2 -х проводников.
2. По горизонтальной оси отложено напряжение в В, по вертикальной – сила тока в А.
3. Зависимость прямопропорциональная, т. к. ее график – прямая, проходящая через 0.
4. При U = 1 В, I  =  1 А для 1-го проводника.
5. Сопротивление первого проводника:
6. Сопротивление второго проводника: R2 = 4 Ом.
7. Сопротивление R2 > R1 => чем выше сопротивление проводника, тем меньше угол наклона графика к горизонтальной оси.

Лот № 3. Приборы – реостат, амперметр, вольтметр. (Приложение 1. Слайд 4)

Лот № 4. Какие ошибки были допущены при составлении электрической цепи, схема которой изображена на рисунке? (Приложение 1. Слайд 5)

Ответ:

1) Амперметр включен параллельно, а вольтметр — последовательно с электролампой, а надо — наоборот.
2) При последовательном соединении элементов в батарею положительный полюс одного элемента надо соединить с отрицательным полюсом другого.
3) Провода от батареи и лампы присоединены только к одной клемме ключа.

Конкурс «Сделай сам» (Приложение 1. Слайд 6)

1. У нас на доске имеется электрическая цепь. Замкните цепь и измерьте силу тока и напряжение на резисторе; найдите сопротивление резистора, постройте вольт-амперную характеристику.

 

1) Представьте результаты измерений в виде таблицы.
2) По полученным данным постройте график.
3) Начертить схему.
4) Сделайте вывод: как сила тока зависит от напряжения?

2. На вашем столе находятся источник тока, вольтметр, лампочка, реостат, соединительные провода и выключатель. Соберите электрическую цепь по схеме, изображенной на рис.1.

1) Как изменяются показания вольтметра и накал лампочки при перемещении ползунка реостата?
2) Представьте результаты измерений в виде таблицы.
3) По полученным данным постройте график.

Конкурс «Раз задача, два задача…» (Приложение 1. Слайд 7)

1. При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?

Ответ: 24 к Ом.

2. Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А.

Ответ: 8 В.

3. Сопротивление 1 км проволоки 5,6 Ом. Определите напряжение на каждых 100 м проволоки, если сила тока в ней 7 мА.

Ответ: ~ 3,9 мВ.

4. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки?

Ответ: 13,75 м.

Знаете ли Вы? (Приложение 1. Слайды 8-9)

1. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?

Ответ: Русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку один русский офицер. В конце 1879 г. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.

2. Что представляет собой молния?

Ответ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,2-0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшее значение силы тока 10 000 А, но в редких случаях она достигает 230 000 А.

3. Чем объяснить то, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода?

Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна. Но если бы птица, сидя на проводе, коснулась столба крылом, хвостом - вообще каким-нибудь образом соединилась с землей, — она мгновенно была бы убита током, который устремился бы через ее тело в землю.

4. В 1876 г. на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет называли «русским светом», «русским солнцем» ?

Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. «Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.

К конкурсу любителей кроссвордов

Кроссворды по теме «Электричество» (Приложение 1. Слайд 10)

Кроссворд 1. В каждую клетку, включая нумерованную, надо вставить букву так, чтобы слова по горизонтали означали:

1. Вещество, не проводящее электричество. 2 и 6. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили измерить заряд электрона. 3. Сообщение телу электрического заряда. 4 и 5. Частицы, из которых состоит ядро атома. 7. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов. 8. Прибор, служащий для обнаружения заряда. 9. Одно из веществ, испускающих а-частицы.

По вертикали в выделенных клетках: ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома.

Ответы:

По горизонтали: 1. Диэлектрик. 2. Милликен. 3. Электризация. 4. Нейтрон. 5. Протон. 6. Иоффе. 7. Ион. 8. Электроскоп. 9. Радий.
По вертикали: Резерфорд.

III. Подведение итогов: при выставлении оценки учитывается количество, полученных жетонов, а так же работа в тетради (практическая и задачи).

IV. Заключительное слово учителя

Литература:

  1. Боброва С.В. Физика. VII-X классы: Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2003
  2. Браверман Э.М. Пособие для учителей и методистов. Кн. 4. Формирование практических умений. Ч.1: обучение работе с приборами, измерениям, наблюдениям, постановке экспериментов –  готовим к ЕГЭ. – М.: АПКи ППРО, 2008.
  3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 6-7 классов средней школы: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика: Книги первая и вторая. – М.: Наука. 1991.
  5. Перышкин А.В. «Физика-8», – М: Дрофа, 2008 года.