Внеклассное мероприятие в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Формировать понимание сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством.
  • Формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, гражданскую ответственность за ее сохранение.
  • Воспитывать любовь к родной природе, ее красоте. Осуществлять патриотическое воспитание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

(Презентация, слайд 1)

2. Вступление

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся путешествовать в храм природы.
Ученик читает стихотворение. (Презентация, слайд 2.)

Есть просто храм,
Есть храм науки, а есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

– Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна. (Презентация, слайд 3.)
Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя.

3. Экологическое путешествие

Первая остановка нашего путешествия называется – «Живая страничка». Вам надо отгадать загадки и установить последовательность событий. (Презентация, слайды 4, 5. 6, Приложение 1)

Учитель: Следующая остановка называется – «Экологическая». Послушайте стихотворения ребят, которые расскажут , что может произойти с природой если плохо к ней относиться. (Приложение 2, Презентация, слайды 7, 8 ,9, 10, 11. )

Учитель: 3 остановка – «Экологический словарь».

– Как вы думаете, что такое словарь? Какие словари бывают? Какие слова будут  занесены в экологический словарь?  (Презентация, слайды 12, 13, 14.)
Многие растения и животные, которые встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности.
По инициативе Международного союза охраны природы в 1962 году была выпущена Красная книга. Красный цвет- это сигнал опасности, понятный для всего мира. В нее занесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими.

Дети:  Заповедники. Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.

Дети: Заказники. Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.

Дети: Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Отдыхать,   можно наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но в парке  есть такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.

Дети:

Охраняются «Красной книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

«Красная книга» – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
«Красная книга», «Красная книга!»

Учитель: В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение « борьба с природой». В наш век соотношение сил «человек – природа» стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесах, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – главное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой. 

Учитель: Давайте определим, что такое экология?  (Презентация, слайд 15.)

Учитель: Экология, это слово происходит от двух греческих слов «ойкос» – дом и «логос» – учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.

Учитель: Рассмотрим некоторые экологические проблемы: (Презентация, слайд 16) загрязнение вод;

  • уничтожение лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • деградация земель. (Презентация, слайды 17, 18, 19, 20, 21, 22.)

15% территории России экологически неблагоприятны, особенно это касается крупных промышленных городов. (Презентация, слайды 23, 24.)

Экологическая ситуация России в цифрах:

– Сбрасывается 184 тонны загрязненной воды.
– Газопылевые выбросы составляют 0,48 тонны.
– На каждого жителя Росси ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы, из них 13 тонн идет в отвалы.
– Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн. га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека.  А  ведь леса производят 80-90% кислорода, необходимого для жизни на планете. (Презентация, слайд 24).

Музыкальная физминутка (Презентация, слайд 25)

Учитель: Экологическая ситуация в Кемеровской области.
Ежегодный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нашего края – 1300 тыс. тонн. На каждого жителя нашей области приходится по 500 кг вредных веществ, это обусловлено развитой промышленностью в Кемеровской области. (Презентация, слайд 26).
Природа – это наше жилище, сокровищница богатств, поставщик сырья и энергии на Земле. Но ее богатства исчерпаемы и часто невосполнимы, поэтому так необходимо их беречь и охранять.
Для охраны природы в Кемеровской области образованы – заповедник «Кузнецкий Алатау», музей – заповедник «Томская  писаница», Шорский природный национальный парк, 14 заказников и 2 памятника природы.
В «Красную книгу Российской Федерации» занесено 19 видов растений и 18 видов животных, встречающихся в Кемеровской области. (Презентация, слайд 27).

– С помощью кроссворда давайте выясним, какие животные и растения занесены в «Красную книгу». (Приложение 3)

1. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучие крыла
У хозяина … (орла.)

2. Млекопитающее животное, живет у воды, хорошо плавает. Иногда его называют морской крысой. (Выдра.)

3. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

4. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопату. (Бобр.)

5. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и белыми цветами. (Кувшинка.)

6. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув высоко. (Лось.)

7. Небольшое животное, сородич олений, живет в крутых скалах. (Кабарга.)

8. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)

Ответы: 1. Орел. 2. Выдра. 3.  Олень. 4. Бобр. 5. Кувшинка. 6. Лось. 7. Кабарга. 8. Аист. (Презентация, слайд 28). 

– А сейчас давайте послушаем несколько сообщений о животных , которые занесены в «Красную книгу».

Cообщения о выдре, кабарге, орле. (Презентация, слайды 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, Приложение 4)

Учитель: Следующая остановка – «Экологическая задача».

– Как вы думаете, всегда ли люди поступают правильно, когда хотят спасти природу? Найдите ошибку. (Презентация, слайд 36)
Напали на лес  полчища гусениц, объедали листья, съедали цветы. Стали люди лечить лес. Спасали разными ядовитыми порошками и туманами. Всех гусениц перетравили. Какую ошибку допустили люди?

Учитель: Скажите, какие заповеди охраны природы вы знаете?

  • Никогда не лазайте по деревьям – они живые!
  • Не разоряйте гнезд!
  • Зимой не забывайте счищать снег с кормушек, подсыпать корм, но так, чтобы не спугнуть птиц.
  • Не вредите никаким животным!
  • Не лишайте землю красоты!  (Презентация, слайд 37).

Учитель: Зачем нужны заповеди?

Дети:

Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться                                                                                                                                                                                                                                                                               
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас. (Презентация, слайд 38)

Учитель: Ребята, знаете ли вы. Что бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?

– Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так появились экологические пословицы и поговорки.

Задание: подобрать вторую часть поговорки и объяснить ее смысл.

  • Много снега – много хлеба.
  • Лес да растение – зверю спасение.
  • Лес и воды – краса природы.
  • Враг природы тот, кто лес не бережет. (Презентация, слайды 39, 40, 41. 42, 43, 44. 45).

Учитель: Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но еще есть и экологические даты в календаре. (Презентация, слайды 46-49).

  • 22 марта – Всемирный день воды.
  • 1 апреля – Международный день птиц.
  • 22 апреля – День земли.
  • 5 июня – Всемирный день окружающей среды.

4. Итог

– Для чего люди придумали экологические даты?
– Какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить экологическое равновесие в природе?
– Что нужно делать нам, чтобы помочь природе?
– На этом наше путешествие закончилось. Я желаю вам, чтобы вы всегда шли только по дороге добра, всего вам доброго.
Звучит песня «Дорога добра». (Презентация, слайд 50).