Урок по теме "Решение квадратных уравнений"

Разделы: Математика


УМК:  А.Г.Мордкович, Л.А.Александрова, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепление и обобщение знаний учащихся, полученные при изучении темы;
    • отработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида различными способами;
    • выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения.
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать, умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их;
    • развитие познавательной активности и логического мышления учащихся;
    • развитие интереса к предмету.
  • Воспитательные:
    • воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, умения работать в группах.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Сильная группа ребят сидит за отдельным столом.
Остальные ребята за партами, как обычно
В отдельной группе 6 человек.

II. Актуализация знаний

– Наш урок мы начинаем с небольшой разминки.

Устно №1. Назвать коэффициенты уравнений.

  • 3х – 5 = 6х2             а = – 6; в = 3; с = – 5
  • 2 = 8х                   а = 4; в = – 8; с = 0
  • 7 – 2х – 5х2 = 0       а = – 5; в = – 2; с = 7
  • 2 = 9                     а = 3; в = 0; с  = – 4. (Приложение 1, слайд 1.)

№2. Назвать уравнения, не имеющие корней

x2 + 5 = 0  а + 1 = 0   (y – 1)2 = 0    (z + 4)2 = 0    (– y + 4)2 + 5 = 0       (6 + x)2 – 16 = 0 (Приложение 1, слайд 2)

№3. Не решая уравнения, определить, сколько корней оно имеет?

  • 2 + x  – 4 = 0                 у2 + 3y + 5 = 0                у2  – 10y + 25 = 0
  • D = 1 + 48 = 49 > 0          D = 9 – 20 = – 11 < 0     D = 0  (Приложение 1, слайд 3)

Итог: Как определить, сколько корней имеет уравнение, если оно содержит параметр. Рассмотреть уравнения на  слайде № 7 и № 8 Приложения 1,  которые выполняла I группа:

1 задание. При каких значениях а уравнение имеет один корень.

2  задание. При каких значениях а уравнение имеет два корня.

х2 + 3ax – 4 = 0
а = 1; b = 3a; c  = a;   D = (3a)2 – 4 · 1a = 9a2 –  4a   D = 0  9a2 – 4a = 0
a(9a – 4) = 0  a1 = 0  или  9а – 4 = 0 а2 = 4/9  Ответ: уравнение при а1 = 0 и а2 = 4/9 имеет один корень.

3 задание.

х2 – 6х + 3 + а = 0
а = 1; b = – 6; с = 3 + а   D = (– 6)2 – 4 · 1(3 + a) = 36 – 12 – 4a = 24 – 4a
D > 0     24 – 4a > 0    – 4a > – 24  a < 6

Ответ: при а < 6 уравнение имеет два корня.

III. Повторение теории

Во время разминки три ученика получили задание у доски:

1 карточка. Записать алгоритм решения уравнения.

ах2 + bx = 0  c = 0  уравнение не полное
2 –  12x = 0
аx2 + bx = 0   x(ax + b) = 0    x = 0 или  ax + b = 0
6x(x – 2) = 0   x1 = 0  х2 = 2

2 карточка.  Записать алгоритм решения уравнения   ах2 + c = 0 определить вид

Решить уравнение:   2х2 – 18 = 0   x1,2 = ± 3     3x2 = 6   x1,2 =

аx2 = – c  x2 =  при  > 0 x1,2 =  ± .

3 карточка.  ах2 + bx  + c = 0 записать алгоритм решения уравнения и определить его вид

Решить уравнение 5х2  – 4x – 1 = 0    D = b2 –  4ac  D > 0; D < 0;  D = 0   D = 16 + 20 = 36

х1,2 =
x1,2 =    х1 = 1   х2 = – 2/10 = – 1/5

Итог: как решаются неполные квадратные уравнения? Как решаются полные квадратные уравнения? Обобщение с помощью слайдов № 9, № 10, № 11 Приложения 1

IV. А теперь я объявляю марафон. За 15 минут вы должны будете решить как можно больше уравнений. На столах у вас таблички. В них вы увидите по 3 ответа к каждому уравнению. После того, как вы решите уравнение, вы обведите те корни, которые получились у вас. С помощью этой таблицы я смогу быстро вас проверить. Приложение 1. Слайд № 12

  1 вариант.   1 вариант.
1 10x2 + 5x = 0 1 25 – 100x2 = 0
2 9x2  – 36x  =  0 2 4x2 – 20x = 0
3 3x2 + 5x + 2 = 0 3 2x2 – 9x + 4 = 0
4 5x2 – 8x + 6 = 0 4 2x2 – 7x + 8 = 0
5 (x  + 3)2 = 2x + 6 5 ( x –2)2 = 3x – 8 = 0
6 2x2 + x/5 = 4x – 2/3= 0 6 x2 – x/3 = 2x + 4/5 = 0
7 При каких значениях а уравнение  x2 – ax + 9 = 0 имеет один корень 7 При каких значениях а уравнение  x2 + ax + 16 = 0 имеет один корень

Контрольная таблица. (Удобнее проверять её, проколов одновременно все таблицы одного варианта  шилом по таблице – образцу).  Полужирным выделены правильные ответы.

1 вариант.
1 2;0 0;1/2 0; –  1 /2
2 2;–2  1/2; – 1/2 6;–6
3 1; 2/3 –1; –2/3 –2; 1/3
4 Нет корней 3; –1 –3; +1
5 1;3 –1;3 Корней нет
6 Нет корней –2;– 5/6 2; 5/6
7 6 ; –6 4; – 4. 3 ; 0
2 вариант.
1 – 2;2 5; – 5 1 /2; –  1 /2
2 0;  5  4; 5 0;–6
3 0; 7 4; 1/2 –4;–  1/2
4 Нет корней 0; 8 –3/4; –15
5 – 3; –4 3; 4 8,2; 1,5
6 Нет корней –3; 0,8 3; –4/5
7 –8; 8 0 –4; 4

Во время самостоятельной работы проверяю отдельную группу, консультирую.

По окончании самостоятельной работы собираю контрольные таблицы.

На слайде №13 Приложения 1 задание всему классу.

Решите уравнение 1) x2 + 5ax + 4a2 = 0  при a =/= 0;  2) x2 – (2a – 4)x – 8a = 0 при  а =/= 0

В это время анализирую с.р. и выбираю  уравнение, где допущено наибольшее число ошибок.

Разбираем и комментируем выбранное уравнение.

С помощью слайдов №3 и №4 Приложения 1  выполняем проверку уравнений с параметром.

V. Итог урока

Каждый ряд получает задание. Корни решённых уравнений поставьте в пустые клетки таблицы в том порядке, в котором записаны уравнения и подберите соответствующие буквы из справочной таблицы. Для каждого ряда зашифровано слово. Ваша задача это слово поскорее отгадать.   А чтобы быстрее справится, пусть каждая пара решит   только одно уравнение.

Приложение 1. Слайд  №5

1 ряд. 1) x2 – 5x = 0;   2)3x2 – 12 = 0; 3) x2 – 2x – 3 = 0;  4)x2 – 7x + 12 = 0; 5) x2 – 5x + 4 = 0; 6)(x – 3)2 = 0.

п р и в е д ё н н о е
0 5 2 –2 3 –1 3 4 4 1 3

2 ряд. 1) x2 + 5x + 6 = 0; 2) х2 – 5х + 4 = 0; 3) х2 – х – 20 = 0; 4) х2  + х – 20 = 0; 5) х2 – 4х +3 = 0.

к в а д р а т н о Е
–3 –2 –4 –1 5 –4 –5 4 1 3

3 ряд.  1) х2 – 11х + 30 = 0; 2) х2 + 6х + 8 = 0; 3) х2 – 7х + 12 = 0; 4) х2  + х  – 20 = 0; 5) х2 – 6х + 9 = 0

у р а в н е н и е
6 5 –4 –2 4 3 4 2 3

Справочная таблица.

А В Д Е И К М О П Р Т У
–4 –2 –1 3 2 –3 4 1 0 5 –5 6

VI. Домашнее задание: 28.23(а), 25.48(б), 28.22(б) или 29.6(г) 28.5(г), 24.18(г) 24.19(г) 24.20(г).

Приложение 2