Актуальность проблемы
В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.
Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать свою личность как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.
Воспитательный процесс в нашей школе реализуется через деятельность Службы дополнительной педагогической поддержки. Школьная библиотека также является составляющей частью этой службы. При организации воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии, одной из которых является «метод проектов». На базе школьной библиотеки реализуется проект «Литературно-музыкальная гостиная».
Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Чтение» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка».
Цели и задачи литературно-музыкальной гостиной.
- формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, чтения, истории, музыки; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи;
- обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы;
- приобщение учащихся к самостоятельному чтению;
- развитие читательского интереса;
- развитие у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы, живописи, музыки;
- развитие творческих способностей учащихся.
Содержание работы литературно-музыкальной гостиной имеет практическую направленность.
Основными формами работы являются мероприятия, способствующие разностороннему развитию учащихся, коррекции эмоционально-волевой сферы, коррекции познавательной деятельности: поэтическая мастерская, театрализованное представление, тематические конкурсы, викторины, вернисажи, выставки художников, музыкальные истории, тематические вечера, встречи с интересными людьми.
Проведённые в рамках проекта заседания литературно-музыкальной гостиной способствуют:
- обогащению духовного мира учащихся, коррекции их эмоциональной сферы;
- приобщению учащихся к самостоятельному чтению;
- развитию читательского интереса;
- формированию у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы, живописи, музыки;
- развитию творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Направления деятельности и формы работы.
№ |
Направления |
Формы работы |
1 |
Художественное слово |
1. Поэтическая мастерская |
2 |
Живопись |
1. Вернисажи |
3 |
Музыка |
1. Музыкальные истории |
4 |
Народный фольклор |
1. Посиделки |
Участники проекта: библиотекарь, руководитель службы дополнительной педагогической поддержки, (воспитательная работа), преподаватель музыки; педагоги дополнительного образования, преподаватель ИЗО, преподаватели трудового обучения, учителя русского языка, чтения, истории.
Мониторинг проекта
Критерии, определяющие эффективность деятельности проекта:
– участие школьников во внеклассных
мероприятиях;
– степень участия в проводимых мероприятиях
(количественная и качественная характеристика);
– качество подготовки выступлений;
– уровень читательской активности (посещение
библиотеки).
Информационное обеспечение проекта.
– выпуск бюллетеней о работе
литературно-музыкальной гостиной (1 раз в
четверть);
– ведение художественного фотоальбома (в
течение учебного года);
– фотовыставки (после проведения очередного
заседания гостиной).
Тематическое планирование
2008-2009 г.
№ | Тема |
Классы |
Месяц |
1 |
Вернисаж «Красной гроздью рябина зажглась» (по творчеству С.Есенина и М.Цветаевой) |
7-9 |
Октябрь |
2 |
Литературный вечер «Как сердцу высказать себя»( вечер, посвящённый поэзии А.С.Пушкина) |
7-9 |
Ноябрь |
2 |
Театрализованное представление «Рождественские колядки» |
5-9 |
Январь |
3 |
«Литературный вернисаж «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» по сказкам А.С.Пушкина |
5-7 |
Апрель |
4 |
Вечер-встреча «Дети военной поры» |
7-10 |
Май |
2009-2010 г.
№ | Тема |
Классы | Месяц |
1 |
«Синь моя – Усть-Илимск» (фотовернисаж) |
7-9 |
Октябрь |
2 |
Театрализованное представление «На волшебной поляне Лукоморья» |
5-7 |
|
3 |
Театрализованное представление «Коляда, коляда, открывай ворота» |
5-10 |
Январь |
4 |
Музыкально-литературный вечер «Через тернии – к звёздам», посвященный Дню космонавтики. |
7-10 |
Апрель |
При подготовке к каждому заседанию литературно-музыкальной гостиной руководитель проекта (библиотекарь школы) проводит огромную подготовительную работу: знакомство детей с творчеством писателей, поэтов, художников; написание сценария, распределение ролей, репетиции, индивидуальные занятия с каждым учащимся по выразительному представлению своей роли.
Идёт работа по подготовке костюмов, необходимых аксессуаров, атрибутов, а также оформление гостиной. Ребята под руководством педагогов трудового обучения, изобразительного искусства шьют костюмы, изготавливают различные букеты, бусы, браслеты, вазы, берестяные изделия, необходимые для передачи духа той или иной эпохи. Разучивают песни, танцы, произведения русского народного творчества: кричалки, потешки, частушки.
В подготовительной работе задействовано большое количество людей : ученики, педагоги, приглашённые гости. Каждое заседание литературно-музыкальной гостиной по масштабу подготовительной работы становится коллективно-творческим делом. Его с нетерпением ждут все – и педагоги, и учащиеся, и зрители, и участники.
Ребята открывают для себя мир творчества поэтов, писателей, художников, музыкантов. При этом они являются не пассивными созерцателями происходящего действия, а активными участниками событий : превращаются в героев литературных произведений, в персонажи, изображённые на картинах художников.
За два года реализации проекта «Литературно-музыкальная гостиная» появились определённые результаты:
– сформировался постоянный творческий
коллектив учащихся;
– изменился уровень общей культуры учащихся;
– возрос интерес учащихся к художественному
слову; музыке, живописи;
– вырос уровень читательской активности в два
раза.
Сегодня библиотека в нашей школе является не только продолжением образовательной системы, но и местом общения детей по интереса. Ребята приходят сюда выбрать книгу, порисовать, полистать журналы, энциклопедии, книги, а самое главное, им не терпится начать работу над новым представлением, почувствовать себя исполнителем новой роли.
«Рождественские колядки»
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» по сказкам А.С.Пушкина
«Как сердцу высказать себя» ( вечер, посвящённый поэзии А.С.Пушкина)
«Коляда, коляда, открывай ворота»