Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности, гуманистическими тенденциями персонализации в образовании, обучении и воспитании. Как отмечает исследователь М.В. Кларин, «в ориентации образования на личность, особенно если речь идет о личности профессионала, отчетливо просматривается и социальный аспект. Современный социальный кризис ставит профессионала в ситуацию перестройки личностно-профессионального опыта; у непрерывной образовательной деятельности в сфере личностно-профессиональной переориентации появляется отчетливая социокультурная черта - инновационность. Это означает, что непрерывное образование способно стать средством поддержки человека в кризисных социальных условиях. Одновременно оно выступает и как средство поддержки инновационных социокультурных проектов, в ходе которых создается принципиально новый продукт (например, программы, сопровождающиеся одновременным созданием инновационного профессионального опыта и корпуса его носителей)» [3]. С точки зрения Б.С. Гершунского от учителя требуется широкая эрудиция и высокая культура. Ученый придает особое значение информационному подходу к получению опережающей информации, высоко ценит умение обобщать, синтезировать информацию инновационного характера [1]. Современная система образования должна учитывать широкий спектр возможностей современного образовательного пространства. В силу этого система образования должна трансформироваться в сторону открытости, динамичности, вариативности, то есть в своем развитии учитывать принцип открытости, который «в идеале означал обращенность образования к единому неделимому миру, к способности к диалогу с другими народами и культурами, к взаимодействию с ними на основе общечеловеческих ценностей….». Принцип открытости образования сможет быть плодотворным и в полной мере реализоваться только тогда, «когда будет опираться на глубокую культуру самопознания…». [9] Открытость - это, прежде всего, способность к самоорганизации и актуализации внутренних целевых возможностей системы, что дает ей возможность осознанного выбора. Поэтому открытость образования подразумевает не только неограниченный поток информации, но и наличие культурного пласта знаний, достижений, традиций, которые в определенной мере проецируют будущее системы и рождение нового. В равной мере это относится и к личности, и к обществу, и к государству. Этому также способствует и реализация принципа интегративности, который обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.
Нельзя не учитывать и принцип креативности, который ориентирует на формирование творческой индивидуальности, выработку творческого стиля деятельности, нестандартное решение педагогических задач, способность к инновациям. Творческий учитель, по выражению Н. Рериха, «тот, кто открывает, умудряет и ободряет». [6]
Здесь необходимо говорить уже о сформированной потребности к самостоятельной творческой работе, невозможной без учета мотивационной готовности к инновационной деятельности и развития направленности на будущую деятельность. [4]
Развитие педагогической деятельности студента в образовательном процессе связано с постоянным обновлением его содержательных и технологических аспектов, позволяющих постепенно «переводить» учебную деятельность студента в профессиональную деятельность специалиста, то есть происходит смещение мотивации учебной деятельности к мотивации непрерывного совершенствования студента как личности, и как будущего специалиста.
Развитие мотивации познавательного интереса происходит путем постепенного превращения ситуационно порождаемых интересов в устойчивые личностные побуждения, которые закономерно проявляются в однородных условиях и становятся мощным побудителем учебной деятельности [7].
Важным является и то, что развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности предопределяет и послевузовскую активность специалиста, так как сложившиеся иерархические связи мотивов закрепляются в структуре личности. Студент, учение которого находит мотив в своем содержании, вырастает в инициативного, творческого специалиста. [8].
Известно, что если потребность в достижении не получает реализации, успешность учебно-познавательной деятельности снижается, происходит психическое травмирование студента. Поэтому важным для развития мотивации самодостижения является создание необходимых условий ее реализации. Исследования ученых (А.Н.Леонтьев, Е.П.Ильин) показывают, что функциональное состояние студентов на занятиях, их самочувствие и активность во многом зависят от методов обучения, используемых разными преподавателями. Использование активных методов обучения, инновационных технологий, эмоциональность преподавателей существенно влияет на познавательную активность студентов. Наибольшую активность, желание работать, удовлетворенность своими действиями студенты обнаруживают именно на практических занятиях [2]. Заключительным этапом в структуре мотивационного обеспечения учебно-познавательной деятельности студента является самооценка процесса и результата своей деятельности, который «проявляется также в изменениях в самой личности, в приобретении новых знаний, умений, способностей, в изменении ценностных ориентации, направленности творческого саморазвития» [5].
Учитывая все вышесказанное, мы решили заменить рутинное задание «Составить генеалогическое древо своей семьи и подготовить высказывание в 25 предложений о своей семье» на следующее: создать мультимедийный проект по теме «Семья», который будет являться зачетным заданием по изученному модулю. Студенты должны были не только рассказать о составе своей семьи, также необходимо было описать внешность членов семьи и выделить наиболее яркие черты характера, кроме этого следовало рассказать о семейных праздниках, хобби, интересных увлечениях, домашних любимцах. Одним из главных условий озвучивания созданного проекта было использование максимального количества лексических единиц, устойчивых словосочетаний и идиом, а также изученных фразовых глаголов. Слушатели также получали задание: задать не менее 5-ти дополнительных вопросов разного типа выступающему по прослушанному материалу.
При подготовке презентаций студенты изучали архивы своих семей, беседовали со своими родственниками. Так, одна из студенток выяснила, что ее прадедушка участвовал в I Мировой войне и сражался в Монголии. Он погиб, и только ее обращение в архив нашего города позволило найти газетные материалы, в которых писалось о ее прадедушке. (Презентация. Слайд 1)
Родители второй студентки работали с компанией BBC над созданием телевизионного проекта и книгой о медведях. (Слайд 2)
Несомненно, было интересно узнать о том, что родители следующей студентки подарили ей коня и сейчас у них конеферма, где уже есть не только лошади, но и пони. (Слайд 3)
Обязательным условие было включение всего текста высказывания в презентацию: либо сопровождающим текстом, либо отдельным файлом. (Слайд 4, 5)
Все проекты были созданы в разных стилях, с использованием анимации и различных компьютерных эффектов, с обязательным включением фрагментов семейной хроники. (Слайд 6, 7)
Просмотр презентаций с интересной информацией вызвал несомненный интерес при прослушивании материала, что привело к желанию расспросить выступающих об истории семьи.
Применение компьютерных технологий, возможность выразить себя не в сухом рутинном изложении изученного материал, а в творческой презентации неизбежно привели не только к неоднократному повторению необходимого учебного материала, а также к необходимости интонационной отработки высказывания, но и к развитию мотивации к учебно-познавательной деятельности. Следует учитывать, что одной из главных особенностей мотивационного обеспечения самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента является ее связь с индивидуальностью обучаемого, с развитием его основных сфер (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других).
Литература:
- Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998.- 427 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.: ил.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. - 1996. - № 2.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.– М.: Наука, 1988. – 193 с.
- Лисов В.А. Непрерывное образование и высшая школа // Советская педагогика. – 1991. - № 6.
- Рерих Н.К. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991. – 462 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.: ил.
- Тельтевская Н.В. Развитие познавательных интересов учителей // Подготовка учителя в вузе. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. – С. 21-25.
- Фишер М.И. Реформа образования: равенство возможностей?//Философские проблемы образования. – М.: Изд-во РАГС, 1996. – С.136-138.