Урок-викторина по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Разделы: Физика


Цель урока: подготовка к контрольной работе, повторение материала, систематизация знаний учащихся, закрепление основных формул, единиц измерения, тренировка умения чётко излагать свои мысли, доказывать суждения, привитие интереса к физике.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы повторяем основные вопросы темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Вас ждет несколько этапов викторины, где можно будет проявить свои знания, смекалку, эрудицию. (Класс делю на три команды, каждая из которых выбирает себе название «Почемучки», «Знайки», «Эрудиты» и т. п.)

II. Содержание урока

1 этап. Разминка (каждый правильный ответ – 1 балл)

А) Теория. На столе лежат карточки с формулами и единицами измерения. Командам по очереди нужно назвать формулу и величины, входящие в неё.

P = F/S; P = mg ;  h = gh ; Па = ? ; F = mg ; m = V

Б) Найди дорогу. Команде нужно соединить стрелками обозначение физической величины, её название и единицу измерения.

V          вес                кг/м3
          давление      кг
P          площадь        Н
m          объём            Па
p          плотность     м2
S          масса             м3

В) Физический прибор. На столе стоят манометр, барометр, динамометр, шар Паскаля. Команды по очереди должны назвать прибор и объяснить его назначение.

Г) Найди потерянное слово. Команда должна вставить пропущенные слова в определения.
давление – это величина, равная отношению …, действующей перпендикулярно поверхности, к … этой поверхности.
давление газа на стенки сосуда вызывается ударами …
давление жидкости на дно сосуда зависит от … и …
чтобы изменить давление, надо уменьшить или увеличить … опоры.

2 этап. Чайнворд

Выполнение этого задания поручаю наиболее слабым учащимся, так как чайнворд содержит несложные вопросы по теме, что даёт возможность ребятам заработать хорошие оценки. Задание выполняют по два участника от команды.

    ф и з и к а
    д а в л е н и е
          б а р о м е т р
       а т м о с ф е р а
          П а с к а л ь
    Т о р р и ч е л л и
          м а но м е т р
1. Наука о неживой природе.
2. Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
3. Прибор, название которого происходит от двух греческих слов: тяжесть и измеряю.
4. «Пятый океан».
5. Единица измерения физической величины, названная в честь французского ученого.
6. Итальянский учёный, измеривший атмосферное давление.
7. Прибор для измерения давлений больших или меньших атмосферного.

3 этап. Литературный

Пока представители команд разгадывают чайнворд, остальные ребята принимают участие в следующем конкурсе. Зачитываю отрывки из различных художественных произведений и ставлю к ним физические вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

А. Р. Беляев. Человек – амфибия.

«Ихтиандр опускался все глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений. Он погружался все медленнее. Вода становилась всё плотнее, она уже давила на него, дышать становилось всё труднее. Здесь стояли густые зелёно-серые сумерки».

– Значительно ли меняется плотность воды  с глубиной? (Давление на глубине определяется высотой водяного столба, а не увеличением плотности воды. На небольших глубинах плотность почти не зависит от величины внешнего давления, так как вода практически несжимаема).

Ю. П. Кузнецов. Стальной Егорий.


Сквозь пустые тростники дыша,
Притаились в реке наши деды.
Хан велел наломать камыша
На неровное ложе победы.
И осталась тростинка одна
Сквозь одну по цепочке дышали.
Не до всех доходила она
По неполному кругу печали.

– Избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3 атм. Исходя из этого, определите максимальную глубину, на которой человек может дышать через трубку. (3 м.)

М. А. Шолохов. Поднятая целина.

Дед Щукарь объелся телятины, и у него разболелся живот. Лекарка, чтобы его вылечить, поставила ему на живот разогретую махотку (глиняный горшок). «Ой, живот мне порвет! Ой, родненькие, ослобоните!» – закричал дед Щукарь. Но попытки оторвать махотку оказались тщетными. Тогда Давыдов взял скалку и стукнул ею по дну махотки: «она рассыпалась, и воздух со свистом рванулся из-под черепков»

– Почему не удалось снять махотку и пришлось её расколоть? Верно ли, что воздух будет двигаться из-под черепков?

Г.Н.Троепольский. Один день.

«…– Митроха! Денька через два, а может, и завтра, дождик должон быть. Налегни на сев-то.
– Вот тебе на! Гляну на барометр, – забеспокоился Митрофан Андреевич. Он ушёл в хату и тут же вернулся…
– Как же это вы, Андрей Петрович, узнаёте об изменении погоды? – спросил я.
– Э-э, детка! Давно уж я живу-то. По всем приметам узнаю. Ласточка идёт низом. Это – раз… Курица обирается носиком – перо мажет жиром. Это – два… Свинья тоже чует: тело у неё зудит, чешется она, солому в зубах таскает. Животная, она чувствует. И человек чувствует… И в сон его ни с того ни с сего клонит, и если по старости кости ноют, и волос на голове не такой делается, а спина – того…»

– Как и почему меняется атмосферное давление к непогоде? Какие ещё народные приметы погоды вы знаете?

А. Т. Прасолов. Вознесенье железного духа…

А под крыльями – пыльное буйство.
Травы сами пригнуться спешат.
И внезапно – просторно и пусто.
Только кровь напирает в ушах.

– Почему в самолёте «закладывает уши»?

Ж. Кусто, Ф. Дюма. В мире безмолвия.

На глубине шести футов (1,83 м) уже было тихо и спокойно, но катящиеся наверху валы давали о себе знать до глубины в двадцать футов ритмичным усилением давления на барабанные перепонки.

– Объясните явление.

4 этап. Калейдоскоп задач.

На этом этапе разрешаю пользоваться карточками с формулами. Команды получают задания на расчёт давления твёрдых тел и жидкостей, выполняют их и одну из задач (после проверки) объясняют классу.

1.1. Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 0,5 м?
1.2. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2.
2.1. Определите высоту уровня воды в водонапорной башне, если манометр, установленный у её основания показывает давление 220 кПа.
2.2. Для испытания бетона на прочность из него делают кубики размером 10 х 10 х 10 см. При сжатии их под прессом кубики начали разрушаться при действии на них силы 480 кН. Определите давление, при котором этот бетон начнёт разрушаться.
3.1. Какое давление производит столб ртути высотой 76 см?
3.2. Какое давление производит на пол ученик, масса которого 48 кг, а площадь подошв – 320 см2.

5 этап. Занимательный опыт

Каждая команда получает задание, которое должна продемонстрировать и объяснить.

– Сосуд «наказанное любопытство» устроен так: в дне сосуда сделаны узкие отверстия. Если сосуд заполнен водой и плотно закрыт пробкой, то вода из отверстий не выливается. Если открыть пробку, то вода потечёт из всех отверстий. Объясните почему.

– Почему не выливается вода из опрокинутой вверх дном бутылки, если горлышко её погружено в  воду?

– Две пробирки входят одна в другую с небольшим зазором. В большую пробирку наливают воду, а затем на глубину нескольких см в неё вталкивают другую пробирку, пустую. Потом пробирки переворачивают. Вода из верхней пробирки выливается. Почему при этом внутренняя пробирка поднимается кверху?

III. Итоги урока

Подводим итоги урока, определяем команду-победительницу, капитаны называют лучших игроков.

Литература:

  1. А. В. Пёрышкин. Физика 7. М.: Дрофа, 2008.
  2. В.И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Просвещение, 2002.
  3. С.А. Тихомирова. Дидактический материал по физике 7-11. М.: Просвещение, 1996.
  4. Л.А. Кирик. Физика 7. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2008.
  5. В.Г. Пайкес. Дидактические материалы по физике для 7 класса. М.: Аркти, 1999.