Цели игры:
- Дополнить и расширить знания учащихся о животных и растениях.
- Развивать познавательные способности в области живой природы, способствовать развитию связной речи у учащихся, формировать артистические способности младших школьников.
- Воспитывать экологическую культуру, прививать навыки бережного отношения учащихся к природе.
Форма игры – групповая.
Участники игры – родители и дети.
Оборудование:
- медиапроектор;
- мультимедийная презентация;
- костюмы для детей;
- карточки с номерами для каждой группы;
- жетоны;
- диски с записью голосов птиц.
ХОД ИГРЫ
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. И мы не случайно сегодня отправляемся по страницам этой увлекательной книги. Ведь впереди лето, каникулы. А это – ваши встречи с многочисленными обитателями Зеленой страны, в которую войти могут только друзья природы.
Звучит музыка
Ученики:
Я люблю побродить по Зеленой стране,
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ,
И за то, что отдаст, ничего не берет.
В той стране – благодать, удивительный свет.
Вот бы мне разгадать: в чем же спрятан секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь,
И с Зеленой страной навсегда подружись.
Учитель: Давайте мы с вами на минуту заглянем в лес и послушаем.
Звучит музыка с голосами птиц
Учитель: Не правда ли прекрасно?
А что же такое лес?
Дети:
- Лес никому не враг, он всем друг.
- Для зверей и птиц лес – родной дом и кормилец.
- Лес – друг реки и ее обитателей.
- Для полей лес – защитник от ветра.
- Лес – друг воздуха.
- Человеку лес – самый щедрый друг.
- Лес дарит красоту людям.
- Обитатели леса – наши братья меньшие.
- Приходи, любуйся сколько хочешь – лес не прогонит.
- Лес полон сказок и чудес.
Учитель: Да, природа полна сказок и чудес.
А еще природа – источник доброты. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Природа вызывает разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль и жалость. И чтобы подружиться с этой замечательной страной, надо войти в нее другом, другом для наших маленьких соседей, другом каждому цветку, которые также любят солнце и наши добрые улыбки.
Ученик:
Давай пройдемся медленно по лугу,
И “Здравствуй!” - скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Учитель: Мы попали в Зеленую страну, и у всех у нас только добрые лица. И вот с таким добрым настроением мы проведем наш лесной час, который называется “ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ”
Слайд 1
РАЗМИНКА
Слайд 2
1 вопрос: В каком лесу воздух чистый, лечебный? (в сосновом)
2 вопрос: Какая птица блеет, как овца? (бекас)
3 вопрос: От чего зависит скорость полета насекомых? (частоты взмахивания крыльев)
4 вопрос: Для чего богомолу передние ноги? (для охоты)
5 вопрос: Какую птицу называют косач? Почему? (тетерев)
6 вопрос: Чем больше колец, тем старше жилец. (дерево)
Игра начинается. Каждый вопрос учитель сопровождает показом слайдов с изображением растений и животных. Дети и родители поднимают карточку с номером, соответствующим правильному ответу. За правильные ответы выдаются жетоны-бабочки.
Открываем 1 страницу.
1 СТРАНИЦА
Воробей: Чик-чирик!
Сорока: Чему воробей радуешься?
Воробей: Ты сорока везде летаешь, все обо всех знаешь. А что весна пришла, не знаешь. Наши пернатые друзья возвращаются. Встречай!
Вопрос 1. Какая птица прилетает из этих птиц третьей? Слайд 3
(грач, скворец, жаворонок)
Сорока: Ой, беда! Ой, беда! Пеночка выпала из гнезда. Поспешим, поможем.
А как мы определим ее гнездо?
Вопрос 2. Определите гнездо пеночки. Слайд 4
(на рисунке гнезда грача, пеночки и синицы)
Вопрос 3. Слайд 5
Сорока: А какая птица не поет своих песен, а подражает даже моему пению?
Звонко, звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже, даже у сорок?
(грач, скворец, кукушка )
2 СТРАНИЦА
Бабочка:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
- А вы знаете, ребята, что мы, как и цветы, имеем запах?
Вопрос 4. Какая бабочка имеет слабый запах герани? Слайд 6
(павлиний глаз, капустница, крапивница)
Вопрос 5. Вы знаете, что есть такие насекомые, которым свое тело кажется таким вкусным, что они едят … самих себя. О ком идет речь? Слайд 7
(богомол, саранча, медведка)
3 СТРАНИЦА
Ведущий: А вы видели поющие грибы? Не видели? Не слышали? Так послушайте!
Грибные частушки (исполняют трое мальчиков в шляпах грибов: сморчка, лисички, опенка)
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир.
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир.
Не играйте вы, опятки,
До темна с Ванюшкой в прятки.
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть.
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой всего два дня!
Вопрос 6. А сейчас, кто внимательно слушал песенку грибов, отгадает: какие грибы появляются первыми?
(сморчки, лисички, опята) Слайд 8
Сорока: Ой, помогите! Я так много болтала, что заболела. Где же мне найти лекарство?
Вопрос 7: Какой гриб является лекарством для сорок и лосей?
(подосиновик, мухомор, бледная поганка) Слайд 9
4 СТРАНИЦА
Ромашка:
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью:
Мята, пижма, зверобой.
Травяная Ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
Вопрос 8. Ребята, посмотрите внимательно на экран. О какой траве идет речь?
( дурман) Слайд 10
Ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите: вот дурман – ядовитая трава.
Разболится голова от подарка твоего,
Забирай назад его!
Ведущий: Ох, и эта Травяная Ведьма! Так и норовит сделать гадость. То порошок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
Подружки-ромашки (три девочки):
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
От таких лихих, как эта
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку:
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарства.
Воробей: Ой, я, кажется, поранил лапку!
Доктор: Давай, приложим тебе “след белого человека”.
Вопрос 9. Какую траву называют “следом белого человека”?
(мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник) Слайд 11
Доктор:
Кто поранил пятки,
Подходи, ребятки.
Подорожник выручит,
Подорожник вылечит.
У него листок – доктор с ноготок!
Ведущий: Ребята, а кто знает, почему его так назвали?
Когда белые люди заселяли Америку, то на подошвах своей обуви они занесли семена подорожника. И индейцы, увидев его, говорили: это след белового человека, а позже узнали его целебные свойства.
5 СТРАНИЦА ( СЛЕЗЫ ПРИРОДЫ ) Слайд 12
Ведущий: Подходит к концу наше путешествие по страницам Зеленой книги. И чтобы подружиться с этой замечательной страной, надо войти в нее другом, другом всему живому на свете.
С этой просьбой обращается к вам. Ребята, живая природа и ее лесные друзья.
Сорока:
Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Птицы жалуются на тех, кто разоряет гнезда. Сколько из-за этого погибает яиц, а ведь каждое яйцо – это будущая птица.
Грибочки: Что хотите с нами делайте: на куски режьте, жарьте, варите, даже маринуйте. Но только не выдирайте нас с корнем, не портите нашу грибницу.
Медведь: Не убивайте нас, без нас, без животных, в лесу будет скучно.
Рябина: Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Обобрали меня ребятишки. Хоть бы ты, дуб, меня защитил.
Дуб: Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, обижен. Всю осень с меня желуди сшибали, камнями да палками по голове колотили, всю душу вытрясли. Был я дубом, стал дубиной.
Береза: Полвека прожила я на свете и все думала, что я – береза. А теперь я не пойму, кто же я все-таки? И почему все, кому не лень, тычут в меня ножами?!
Цветы: Обрадовались мы солнцу, зацвели на радость людям. Но кто не пройдет – букет наломает.
Вместе: Ветер, ветер, разнеси по свету наши печали!
Ведущий: Так давайте же прислушаемся к слезам всего живого вокруг нас, и не будем забывать, что без насекомых и птиц, цветов и трав, наша жизнь не будет такой удивительно прекрасной!
Подведение итогов. Поощрение победителей.