"Открывая себя, открываю мир". Развитие исследовательских навыков у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Как сформировать в наших детях потребность в развитии, интерес к самопознанию? Как вовлечь ребенка в творческую деятельность? Как научить верить в свои силы, иметь мужество пробовать и ошибаться?

Ответить на эти и другие вопросы попыталась еще десять лет назад я, педагог дополнительного образования, Потрашкова Марина Евгеньевна, когда решила создать программу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста «Я сам Я знаю Я могу». Постепенно круг разделов программы стал расширяться, в нее были включены темы из разных областей знаний (биология, анатомия, космос, химия). Часто работая на занятиях с бумагой, дети задали вопрос: «А из чего делают бумагу?» Вот с этого вопроса и началась моя деятельность по проведению с детьми дошкольного возраста занятий – исследований.

Каждый ребенок по натуре – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

В полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе. Исследовательский метод обучения стоит рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основными составляющими являются: выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе умозаключения. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

В ходе проведения исследований можно выделить несколько правил, соблюдение которых позволит успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – нужно подходить к проведению этой работы творчески. Для этого:

  • Учите детей действовать самостоятельно;
  • Не сдерживайте инициативы детей;
  • Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  • Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
    1. прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
    2. формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
    3. учиться анализу и синтезированию и на их основе классификации, обобщению информации.

Хочется отметить, что эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Занятие дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики. 

«Таинственный невидимка»

Тип занятия – занятие-исследование.

Цель занятия: расширить знания детей о воздухе, сформировать правильное отношение к сохранению чистоты окружающей среды.

Задачи:

  • обучающая – познакомить детей с понятием «воздух»; расширить их знания о его особенностях; познакомить с признаками, которыми обладает воздух; научить элементарным опытам с воздухом.
  • развивающая – способствовать развитию у детей интереса к природе, желание самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы; развивать наблюдательность, внимание, самостоятельность.
  • воспитательная – воспитывать у детей чувства ответственности за сохранность окружающей среды, и воздуха в частности.

Методы обучения: словесный, практический, проблемно – поисковый.

Форма обучения: групповая.

Оборудование:

  • Полиэтиленовые пакеты.
  • Воздушные шары.
  • Стаканы.
  • Миски.
  • Пластилин.
  • Палочка, нитки.
  • Соломинки для коктейля.
  • Вода простая и минеральная.

План проведения занятия.

1. Ритуал приветствия.

- Доброе утро, Даша!

- Доброе утро, Паша! (называются имена детей по кругу.)

- Доброе утро, солнце! (все дети поднимают руки.)

- Доброе утро, небо! (все дети поднимают руки.)

Доброе утро, всем детям! (все разводят руки в стороны.)

2. Вступительное слово педагога.

Педагог предлагает детям, отгадав загадку, определить тему предстоящего занятия. Загадывается загадка о воздухе:

Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей в доме. (Воздух)
Дверь не открывает,
А в комнату попадает.

Определив тему занятия, педагог интересуется, что дети могут рассказать о воздухе.

Рассказ педагога о воздухе.

Все мы знаем, что нас окружает воздух. Он повсюду, но мы его не видим, не чувствуем. Но если он вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое. Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха – самое большое 5 минут.

Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Это движение воздуха. Без ветра облака всегда бы стояли над морем или рекой. Значит, дождь, без ветра мог бы идти только над водой.

Всего лишь 200 лет назад ученые узнали, что воздух то смесь многих газов, в основном кислорода и азота, аргона и углекислого газа.

Как же нам с вами убедиться, что он действительно есть? Повесим посреди комнаты ленточки. От сквозняка они пришли в движение. Вот мы и увидели нашего невидимку!

3. Практическая часть

Ловушка для невидимки.

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Сначала широко раскроем пакет – воздух, ничего не подозревая, заберется во внутрь. Теперь быстро закрутим края пакета. Смотри, как раздулся пакет! Сразу ясно; там что-то есть. Попался невидимка! Ну что, отпустим его? Развязываем пакет – и он сразу сдувается. Но мы-то знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дуем, дуем, надуваем…

Попробуем задержать дыхание. Долго ли мы вытерпим? Не больше нескольких минут, потом стало как-то неприятно. Оказывается воздух наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что вы почувствовали? Как буд-то дует ветерок. А теперь опустим один конец трубочки в стакан с водой. Когда мы дуем, в воде появляются пузырьки воздуха. Однако воздух нужен не только людям, но и животным, и даже растениям. Если свежее срезанною веточку растения поставить в стакан с водой, то на стенках стакана сразу появятся пузырьки: растение дышит.

Сколько весит воздух?

Ответ - «Нисколько!». Давайте проверим, правильно ли вы ответили на вопрос. Берем палочку. Посередине привязана веревочка. Два воздушных шарика привязываем на концы палочки и подвешиваем веревочку за середину. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один шарик иголкой. Из шарика выйдет воздух, и соответствующий конец палки поднимется вверх. Почему? Потому что без воздуха шарик стал легче. А что будет, если мы проколем и второй шарик? Правильно. Палочка снова уравновесится!

Пузырьки – спасатели.

Перед вами стоят два стакана. В одном стакане простая вода, а в другом – минеральная. Бросьте, пожалуйста, в оба стакана кусочки пластилина, которые лежат перед вами. Понаблюдайте, что произойдет. В простой воде пластилин идет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.

Что быстрее упадет?

Перед вами лежат два листа бумаги. Я предлагаю вам бросить листы на пол. Один лист вниз ребром (вот так), а второй – горизонтально (вот так). Понаблюдайте, какой лист быстрее упадет. Как вы думаете, почему лист, брошенный горизонтально, падал медленнее. Может, его кто – то поддерживал? Конечно же, это наш невидимка, воздух! Под вторым листом воздуха было меньше, и он упал быстрее. Значит, воздух имеет плотность и может удерживать предметы.

Реактивный шарик

А где еще может помочь наш невидимка? У каждого из вас есть воздушный шарик, но они разного размера. Одни шарики большие, другие – маленькие. Я предлагаю вам надуть шарики и по очереди отпускать их. Заметьте, какой шарик улетел дальше всех? Большой или маленький? ОТВЕТЫ. А почему большой? Правильно, т.к. в нем больше воздуха. Воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться вперед. По такому же принципу работают и двигатели реактивных самолетов и ракет.

4. Рефлексия занятия.

Предполагает две оценки занятия детьми: эмоциональную (понравилось – не понравилось), и смысловую (чему научились, что запомнилось больше всего).

Всем спасибо за работу, до свидания.

Технологическая карта занятия «Таинственный невидимка»