Цели.
- Познакомить учеников с произведениями разных авторов о весне.
- Развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу.
- Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями.
- Воспитывать чувство коллективизма и любви к природе.
Тип урока. Урок развития речи.
Оборудование. Магнитофон, аудиозаписи П.И. Чайковского "Времена года", грамзапись "Голоса птиц"; репродукция картин А.К. Саврасова "Грачи прилетели" и И.И. Левитана "Весна. Большая вода", детские рисунки на тему "Весна"; тексты стихов, "Красная книга"; словари синонимов, листы с текстами для работы учащихся в группе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
– Долгожданный дан звонок, начинается урок.
– Ребята, пусть этот урок принесет нам радость
общения, наполнит наши сердца теплыми чувствами.
II. Этап подготовки к усвоению нового материала "Вхождение в тему урока"
– Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»).
– Догадались ли Вы о том, кто нас приглашает на урок? Если нет, то попробуйте отгадать загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (ВЕСНА).
III. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока
– Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.
"В мир звуков и красок весны"
– Подумайте, о чем сегодня может пойти речь на
уроке? (Ответы детей).
– Сегодня у нас очередной урок развития речи, на
котором вы узнаете много нового о слове,
расширите свой словарный запас, будете учиться
красиво говорить, а результатом вашей
деятельности будет написание
сочинения-миниатюры.
Эпиграфом нашего урока я выбрала слова А.К.
Толстого.
"Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет". (А.К. Толстой) |
IV. Этап усвоение новых знаний. Работа по теме урока
1. Звучит музыка П.И. Чайковского "Март".
– Понравилась ли вам музыка? (Ответы
детей).
– Слышите, это Фея – Весна пролетает над своей
страной, указывая нам путь в царство весны. Но
чтобы не заблудиться по дороге, давайте вспомним,
по каким приметам мы узнаем весну? (Снег тает,
птицы прилетают, звенит капель и т.д.).
– Давайте вспомним пословицы и поговорки о
весне.
Весна днем красна.
Вода с гор притекла – весну принесла.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
В марте вода, в апреле трава.
– При помощи чего (каких средств)
композитор сумел передать нам звуки весны? (Темп,
высота звуков, инструменты …).
– Представьте, что вы композиторы, какую бы
музыку написали?
– Почему мы связываем эти звуки именно с
приходом весны? (Ответы детей).
2. Эти особые звуки напоминают человеку о том,
что длинная зима вновь сменяется весной. Вот как
об этом пишет Ф.И. Тютчев (чтение стихотворения
"Весенние воды"). А.П. Чехов весну описал так:
"Речка надувается и темнеет, она уже
проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья
голы, но уже живут, дышат…".
– Обратите внимание, что Тютчев наделил свои
ручьи человеческой речью. Как в литературе
называется такой прием? Что он означает?
– Звуки, звуки, звуки … Прозвучали стихи и музыка
о весне. Самые разные приметы этого времени года
привлекали внимание поэтов, писателей и
композиторов. Но общим было то, что весну в их
произведениях мы не только видели, но и слышали.
Как же это получилось? (Ответы детей).
3. – Ребята, но только ли слова помогают нам
представить приход весны?
– Перед вами репродукции картин русских
художников А.К. Саврасова "Грачи прилетели"
и И.И. Левитана "Весна. Большая вода".
Всмотритесь в картины и постарайтесь
"услышать" звуки весны, которые передали
художники. (Ответы детей).
– Какие краски использовали художники? (Ответы
детей).
V. Физминутка
VI. Речевая подготовка
– Поэты писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. А найдутся ли у вас такие слова, чтобы описать красоту весны? В группах подберите красочные определения к словам, которые подойдут к описанию следующих предметов:
(Дети в группах подбирают и записывают эпитеты).
– Зачем мы подбираем эпитеты? (Чтобы сделать свою речь более выразительной).
VII. Орфографическая подготовка
– Чтобы правильно написать слова в сочинении, давайте повторим правописание изученных орфограмм.
в_сна д_жди |
б_гут п_ют |
чудесная душистая |
– Что общего у слов каждого столбика? Какими
частями речи они являются?
– Как быть, если вы не знаете правильное
написание слова? (Ответы детей).
Учитель раздает словари.
VIII. Лексико-грамматическая подготовка
1. О чём нужно помнить при составлении текста? (На
доске написаны признаки текста).
2. В группе составьте предложения из данных слов.
(Проверка предложений)
3. Сравните два текста. Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Какой вам понравился больше и почему?
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. | Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. |
IX. Написание сочинения
– А теперь вы сами выступите в роли писателей и
напишите маленькое сочинение
(сочинение-миниатюру) о весне.
Кому трудно самостоятельно написать работу,
могут использовать карточки-помощницы.
X. Чтение творческих работ учащихся. Оценивание
XI. Рефлексия по схеме:
– Я научился …
– Мне было интересно …
– Мне было трудно …
– Мне понравилось …
– Мне бы хотелось …
XII. Итог урока
– Прочитайте эпиграф еще раз и скажите,
почему он подходит к нашему уроку.
– Что вы сегодня узнали о весне?
– Наш урок мне хотелось бы завершить
стихотворением Е.Баратынского:
Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон !
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.