Занятие в детском саду на тему “Перелетные птицы”
Цель и задачи:
– Уточнить представления детей о днях недели: учить связывать название каждого с его порядковым номером, названия дней недели – с конкретным содержанием деятельности детей.
– Учить сравнивать числа 5 и 6, 6 и 7 – с опорой на наглядный материал. Упражнять детей в порядковом счете в пределах 6.
– Учить создавать и анализировать постройку, составленную из счетных палочек.
– Развивать у детей зрительное и слуховое внимание.
– Закрепить использование выражений: верхний правый (левый), нижний правый (левый) угол.
– Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям математики.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал:
– 7 изображений перелетных птиц;
– 2 карточки с нарисованными кубиками в
количестве 5 и 6 штук;
– на фланелеграфе изображена картинка с
пейзажем в нижнем правом углу – ручеек, в верхнем
левом углу – солнце, в нижнем левом углу –
дерево;
– плоскостные изображения скворцов по
количеству детей;
– указка, мяч;
– телевизор, табло.
2. Раздаточный материал:
– карточки с двумя полосками;
– подносы с игрушками (цыплята, ласточки);
– счетные палочки (по 10 шт.);
– кружки из картона по количеству детей (по 1
шт.);
– поощрительные фишки.
Организация детей на занятие
Дети стоят в кругу, на паласе. Кидаю мяч, дети называют перелетную птицу, садятся на стул.
Ход занятия
Сообщение цели и темы занятия.
– Сегодня на занятие мы с вами продолжим учиться считать, вспомним название дней недели, поучимся определять, где находятся разные предметы.
Проверка осанки и посадки.
– Скажите, пожалуйста, сколько дней в неделе? (Ответы детей.)
– Чтобы легче было запомнить, в каком порядке идут дни недели, давайте вспомним, что в какой день недели мы делаем, какие занятия у нас проходят в разные дни. Давайте вспомним дни недели по порядку.
– Маша, назови мне дни недели по порядку.
– Какие занятия у нас проходят в понедельник? (Дети называют, на табло ставится картинка с изображением данного вида деятельности.)
– Какие занятия бывают во вторник, среду, четверг, пятницу? (Выставляются картинки.)
– Чем вы занимаетесь в субботу и воскресенье?
(Дети говорят, находят картинки с данными изображениями.)
– Сколько всего дней недели?
– Посчитайте, сколько дней недели? (Спросить 2–3 детей.)
– Который день по порядку понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье? (На каждый день спрашивать 1–2 ребенка.)
– Как называют третий, пятый, седьмой день недели? (Ответы детей.)
– Пройдет одна неделя, наступит другая, и опять дни недели пойдут по порядку. Каждое утро мы будем определять, какой день недели наступит. Давайте все вместе еще раз назовем дни недели. (Дети называют хором.)
Работа с раздаточным материалом
Дети получают задание: “На верхнюю полоску поставьте б каких либо игрушек, а на нижнюю на одну игрушку меньше (больше)”. После этого 2–3 детей отвечают, сколько у них игрушек на каждой полоске, каких игрушек больше (меньше) и почему, сравнивают числа.
Воспитатель дает еще 2 аналогичных задания. Дети сравнивают числа 5 и 6, 6 и 7.
Работа у стола педагога
– Сосчитать сколько кубиков нарисовано на этой картинке. Коля, подними правую руку на один раз больше, чем кубиков.
– Правильно ли Коля выполнил задание и почему?
– Сосчитайте, сколько кубиков нарисовано на этой картинке. (6.)
– Сколько раз надо хлопнуть в ладоши, чтобы хлопков получилось на один больше? (Ответы детей.)
– Почему? Давайте все вместе хлопнем в ладоши 7 раз. (Все вместе выполняют задание.)
– Сколько раз нам надо присесть, чтобы сделать на одно упражнение меньше, чем кубиков на картинке? (Ответы детей.)
– Почему? Присядьте 5 раз. (Все вместе выполняют задание.)
Работа с демонстрационным материалом, фланелеграфом
– Посмотрите внимательно на фланелеграф и скажите, какое время года изображено на картинке. (Весна.)
– Почему вы думаете, что весна? (Ярко светит солнце, бежит ручей, чистое небо, на дереве сидят скворцы.)
– Что находится в верхнем правом углу? (В верхнем правом углу находится облако.)
– Что находится в левом верхнем углу? (Солнце.)
– Где течет ручей? (В правом нижнем углу.)
– Где растет дерево? (В нижнем левом углу.)
– Какие птицы прилетели на дерево? (На дерево прилетели скворцы.)
– Сколько скворцов сидит на дереве? (6.) (Предложить посчитать 2–3 детям.)
– Почему-то скворцам на дереве скучно, они грустят? (Скворцы грустят, потому что у них нет домиков скворечников.)
– Правильно, им грустно, что нет домиков скворечников, не успели им их построить. Давайте мы сейчас из счетных палочек построим им домики-скворечники. (Дети строят.)
– Скворцы увидели, что вы им строите скворечники и торопятся их быстрее занять. (Роздано каждому ребенку по скворцу.)
– Скажи, Саша, сколько палочек тебе понадобилось, чтобы построить скворечник? (Ответы детей.)
– Сколько палочек потребовалось тебе, Леша? (Опросить 4–5 детей.)
– Скажите, для кого мы построили домики?
– Скворцы так рады, что у них есть домики и предлагают вам поиграть в игру “Займи скворечник”. (Дети выходят из-за столов и играют в игру.)
Игра “Займи скворечник”
На полу лежат обручи из расчета 1 обруч на 2 ребенка.
Звенит бубен, дети бегают по группе, в это время 1 обруч убирается, с окончанием звуков бубна, дети занимают скворечники. Игра повторяется 3–4 раза.
Итог занятия
Пальчиковая гимнастика
Эта птица – соловей. (Загибают пальчики по одному на обеих руках.)
Эта птичка – скворушка,
Эта птица – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)