Цели и задачи
Коррекционные задачи:
– вызвать у детей интерес и желание
заниматься с логопедом над речевым дефектом;
– совершенствовать общую и мелкую моторику;
– развивать просодическую сторону речи;
– работать над расслаблением мышечного тонуса;
– развивать длительность, плавность речевого
выдоха;
– совершенствовать основные параметры движений
артикуляционной моторики;
Образовательные:
– учить детей двигаться в соответствии с музыкой;– формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука “р”;
– учить правильному произношению звука “р”;
– развивать творческие способности детей;
– учить детей совместному творчеству со взрослыми;
Воспитательные:
– воспитывать у детей любовь к родному
Ханты-Мансийскому краю, к его традициям, быту,
поэтам и природе;
– развивать навыки коммуникации;
– развивать навыки самоорганизации и контроля;
– развивать произвольное внимание, концентрацию
и переключаемость внимания;
– развивать у детей эмоционально-волевую сферу;
– развивать логическое мышление.
Оснащение и оборудование:
– предметы быта народов Хант и Мансий;
– картины для оформления зала: солнце, олени, мох;
– книга Юрия Вэллы “Поговори со мной”,
Х-Манс.-2004;
– национальные костюмы (детские и взрослые),
оленьи рожки;
– музыкальные диски (к танцам “Оленеводы”,
“Шаман”; звук вертолёта, спокойная
релаксационная музыка для проведения
логопедического занятия; Хантыйская
колыбельная), магнитофон;
– чучело тетерева,
– картинки (предметные, с артикуляционными
упражнениями, с изображением мимики),
– зеркало со шторками,
Ход занятия
(В зале оформлена ширма, на которой изображена оленья упряжка, солнце, стоят деревья – имитирующие лес, около ширмы стоит юрта с хантыйской утварью, подвешена люлька для ребёнка. Звучит старая шаманская мелодия (музыкальное сопровождение 1 – диск).
Ведущий: Это случилось давным – давно. В одном хантыйском селении, жители которого занимались разведением оленей и охотой, когда солнце спряталось за вершины леса, в одной бедной семье родился мальчик.
Счастливые родители назвали его Юргенчиком. Мальчик рос тихим и застенчивым. Ему очень нравилось смотреть, как дети играют в свою любимую игру “Оленеводы”, но Юргенчик стеснялся подойти к ним и попроситься принять в игру.
В селении, где рос мальчик, не было детских садов и школ. Детей всему учил старый Шаман. Юргенчик был очень прилежным, добросовестным учеником, он изо дня в день овладевал искусством охоты и шаманства, но никак не мог научиться правильно и красиво говорить.
В один прекрасный, осенний день, когда солнышко светило высоко в небе, Юргенчик сидел на пригорке и наблюдал за игрой ребят (звучит музыка “Оленеводы” дети танцуют танец, музыка 2 -диск ).
Она его так захватила, что он забыл про всё на свете и подошёл к ребятам попроситься принять в игру:
Юргенчик:
Лебята, можно мне с вами поиглать?(Дети, услышав такую странную речь, начали смеяться, и показывать пальцем)
Дети:
Ха, ха, ха! Такой большой, а говорить не умеет (дети убегают под музыку танца “Оленеводы”).Ведущий:
Расстроенный мальчик побежал к Шаману и со слезами на глазах спросил:Юргенчик:
Ну почему я не умею выговаливать этот звук “л”?Шаман:
Разве это главное? Ты мужчина и должен уметь хорошо владеть оружием, чтобы охотиться за диким зверем и ловить рыбу, чтобы прокормить семью. (Юргенчик вздохнул и ответил)Юргенчик:
Вот как лаз с этой лыбой у меня и плоблемы.(Шаман обнял мальчика за плечи и повёл его домой, увидев своего сына в слезах с шаманом, родители встревожились).
Отец:
Что случилось, сынок?Шаман:
У нас маленькая проблема, Юргенчик хочет научиться правильно и красиво говорить.(Папа улыбнулся, взял за плечи своего сына).
Папа:
Ну что ж, сынок, раз ты хочешь учиться, я продам много рыбы и отвезу тебя в город, где ты пойдёшь в детский сад, и там тебя всему научат.(Звучит запись шума вертолёта).
Ведущий:
Юргенчик очень обрадовался, расцеловал маму с папой и побежал встречать вертолёт, который как раз прилетел в это время и привёз продукты для жителей селения (под шум вертолёта ребёнок уходит за ширму). (Звучит музыка “Детский сад”, на сцене кабинет логопеда).Ведущий:
Шло время, Юргенчик каждый день занимался в детском саду с логопедом.(Выходит из-за ширмы логопед и проводит занятие, звучит тихая, музыка в кабинет входит Юргенчик).
Логопед:
Здравствуй, Юргенчик!Проходи, пожалуйста, посмотри, кто сегодня к нам на занятие прилетел, Тетерев – Терентий. Терентий – Терентий, ты что-то хочешь нам сказать?(звучит фонограмма голоса тетерева)
Понятно. Он прилетел к нам, чтобы помочь тебе научиться правильно произносить звук “р”.
Посмотри, Юргенчик, как много картинок нам принёс Терентий!
(Показывает первую картинку, на которой нарисованы оленьи рога).
Послушай, что здесь написано:
“Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать!”
Представим себе, что мы олени (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот какие рога у оленя! И ты подними так же руки. Напряги руки (показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы). Руки у нас стали твёрдыми, как рога у оленя (логопед проверяет степень напряжённости мышц у ребёнка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки, урони их на колени (руки уже не скрещивают). Расслабились руки, отдыхают.
А теперь послушай меня и делай, как я!
Вдох-выдох! Вдох-выдох!
Посмотри-ка: мы – олени,
Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени
А теперь – немного лени…
Руки не напряжены
И рассла-а-бле-ны…
Вот и выполнили мы первое задание Терентия.
Что же он нам ещё принёс?(логопед достаёт вторую картинку на которой нарисована речка и читает стихотворение)
У реки своё лицо,
Своя походка.
И, говорят, бывает состояние души –
Сегодня речка весела,
А завтра может быть грустна…
Нынче утром
Я подошла к воде и удивилась
Какое было состоянье у реки!
Как будто только что
За поворотом
На стойбище соседа
Она играла со счастливыми детьми.
Под стихотворением написано задание. Терентий нам предлагает изобразить мимикой состояние “души” у речки (логопед ещё раз читает стихотворение, ребёнок изображает).
Посмотри, наш Терентий держит указатель со стрелочкой, куда она показывает? Стрелочка показывает на зеркало. Ой, как много здесь картинок! И все они показывают, как нам надо играть с язычком, губками и пальчиками, чтобы научиться произносить звук “р”.
Но сначала давай посмотрим, где находится наш язычок, когда мы произносим звук “р”, посмотри на картинку (делается анализ акустико-артикуляционного профиля звука “р”). Ну а теперь помоги язычку произнести звук “р”, сделаем упражнения, которые нам принёс Терентий.
1) упражнение: “Снежинка” - возьми кусочек ваты.
Это будет снежинка. Положи ватку на ладонь, а
затем сдуй её с руки. Производи выдох только
через рот, выдох должен быть плавным, длительным,
вдох спокойным, через нос (выполняется
упражнение 4-5 раз).
2) упражнение “Вкусное варенье” - открой рот.
Язычком оближи верхнюю и нижнюю губу. Представь,
что ты облизываешь варенье с губ (выполняется 4-5
раз).
3) упражнение “Лошадка” – открой рот, подними
язычок к нёбу и щелкни им. Покажи, как цокает
лошадка (выполняется 4-5 раз).
4) упражнение “Грибок” – открой рот и подними
язычок вверх. Получилась ножка у грибочка
(выполняется 4-5 раз)
А теперь давай сильно – сильно подуем на грибок – слышишь, как красиво зарычал наш язычок!
Юргенчик
: Ура! (вскрикивает Юргенчик) Получилось! (с радостью обращается к тетереву)Спасибо тебе Терентий за эти волшебные упражнения, теперь я смогу любое слово сказать правильно и красиво.
Логопед:
Ну вот и говори, посмотри какие картинки тебе ещё принёс Терентий назови их ( Юргенчик называет картинки– рак, рыба, юрта, вертолёт). Молодец! Вот ты и научился правильно говорить звук “р”.Ну а теперь нам пора прощаться с Терентием, ему пора возвращаться в лес.
Юргенчик:
Досвиданья, Террррентий. Спасибо тебе. (Логопед вместе с Юргенчиком уходят за ширму).Ведущий:
Прошло пол года, Юргенчик подрос, пришло время каникул, и он полетел обратно на вертолёте домой.(Звучит шум вертолёта).
Ведущий:
В селении его встречали: родители, старый Шаман, ребята, которые стояли в стороне. Они тоже пришли посмотреть на Юргенчика (выйдя из вертолёта, он подбегает к родителям и громко, радостно закричал)Юргенчик:
Здррравствуйте мама, папа, дорррогой учитель. Послушайте, как я научился красиво говорить – рррадуга, юрррта, рррога, рррыба, Юррргенчик.Ведуший:
Ребятам стало очень стыдно они робко с опущенными головами подошли к Юргенчику и сказали:Дети:
Прости нас, пожалуйста, мы не хотели тебя обидеть. Хочешь с нами станцевать танец “Шамана”?Юргенчик:
(с радостью) Я мечтал об этом всегда (звучит музыка “Шаман” дети танцуют вместе со взрослыми, музыка – 3).Ведущий:
Вот так и закончилась история про мальчика, который благодаря своему старанию, терпению и желанию научился правильно и красиво говорить.(Все участники выходят на середину зала кланяются. Ведущий объявляет, кто исполнял роли. Под старую “шаманскую” мелодию все уходят).