Театрализованное логопедическое занятие "Сказка о мальчике, который не умел говорить звук "р""

Разделы: Логопедия


Цели и задачи

Коррекционные задачи:

– вызвать у детей интерес и желание заниматься с логопедом над речевым дефектом;
– совершенствовать общую и мелкую моторику;
– развивать просодическую сторону речи;
– работать над расслаблением мышечного тонуса;
– развивать длительность, плавность речевого выдоха;
– совершенствовать основные параметры движений   артикуляционной моторики;

Образовательные:

– учить детей двигаться в соответствии с музыкой;
– формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука “р”;
– учить правильному произношению звука “р”;
– развивать творческие способности детей;
– учить детей совместному творчеству со взрослыми;

Воспитательные:

– воспитывать у детей любовь к родному Ханты-Мансийскому краю, к его традициям, быту, поэтам и природе;
– развивать навыки коммуникации;
– развивать навыки самоорганизации и контроля;
– развивать произвольное внимание, концентрацию и переключаемость внимания;
– развивать у детей эмоционально-волевую сферу;
– развивать логическое мышление.

Оснащение и оборудование:

– предметы быта народов Хант и Мансий;
– картины для оформления зала: солнце, олени, мох;
– книга Юрия Вэллы “Поговори со мной”, Х-Манс.-2004;
– национальные костюмы (детские и взрослые), оленьи рожки;
– музыкальные диски (к танцам “Оленеводы”, “Шаман”;  звук вертолёта, спокойная релаксационная музыка  для проведения логопедического занятия;  Хантыйская колыбельная), магнитофон;
– чучело тетерева,
– картинки (предметные, с артикуляционными упражнениями,  с изображением мимики),
– зеркало со шторками,

Ход занятия

(В зале оформлена ширма, на которой изображена оленья упряжка, солнце, стоят деревья – имитирующие лес, около ширмы стоит юрта с хантыйской утварью, подвешена люлька для ребёнка. Звучит старая шаманская мелодия (музыкальное сопровождение 1 – диск).

Ведущий: Это случилось давным – давно. В одном хантыйском селении, жители которого занимались разведением оленей и охотой, когда солнце спряталось за вершины леса, в одной бедной семье родился мальчик.

Счастливые родители назвали его Юргенчиком. Мальчик рос тихим и застенчивым. Ему очень нравилось смотреть, как дети играют в свою любимую игру “Оленеводы”, но Юргенчик стеснялся подойти к ним и попроситься принять в игру.

В селении, где рос мальчик, не было детских садов и школ. Детей всему учил старый Шаман. Юргенчик был очень прилежным, добросовестным учеником, он изо дня в день овладевал искусством охоты и шаманства, но никак не мог научиться правильно и красиво говорить.

В один прекрасный, осенний день, когда солнышко светило высоко в небе, Юргенчик сидел на пригорке и наблюдал за игрой ребят (звучит музыка “Оленеводы” дети танцуют танец, музыка 2 -диск ).

Она его так захватила, что он забыл про всё на свете и подошёл к ребятам попроситься принять в игру:

Юргенчик: Лебята, можно мне с вами поиглать?

(Дети, услышав такую странную речь, начали смеяться, и показывать пальцем)

Дети: Ха, ха, ха! Такой большой, а говорить не умеет (дети убегают под музыку танца “Оленеводы”).

Ведущий: Расстроенный мальчик побежал к Шаману и со слезами на глазах спросил:

Юргенчик: Ну почему я не умею выговаливать этот звук “л”?

Шаман: Разве это главное? Ты мужчина и должен уметь хорошо владеть оружием, чтобы охотиться за диким зверем и ловить рыбу, чтобы прокормить семью. (Юргенчик вздохнул и ответил)

Юргенчик: Вот как лаз с этой лыбой у меня и плоблемы.

(Шаман обнял мальчика за плечи и повёл его домой, увидев своего сына в слезах с шаманом, родители встревожились).

Отец: Что случилось, сынок?

Шаман: У нас маленькая проблема, Юргенчик хочет научиться правильно и красиво говорить.

(Папа улыбнулся, взял за плечи своего сына).

Папа: Ну что ж, сынок, раз ты хочешь учиться, я продам много рыбы и отвезу тебя в город, где ты пойдёшь в детский сад, и там тебя всему научат.

(Звучит запись шума вертолёта).

Ведущий: Юргенчик очень обрадовался, расцеловал маму с папой и побежал встречать вертолёт, который как раз прилетел в это время и привёз продукты для жителей селения (под шум вертолёта ребёнок уходит за ширму). (Звучит музыка “Детский сад”, на сцене кабинет логопеда).

Ведущий: Шло время, Юргенчик каждый день занимался в детском саду с логопедом.

(Выходит из-за ширмы логопед и проводит занятие, звучит тихая, музыка в кабинет входит Юргенчик).

Логопед: Здравствуй, Юргенчик!

Проходи, пожалуйста, посмотри, кто сегодня к нам на занятие прилетел, Тетерев – Терентий. Терентий – Терентий, ты что-то хочешь нам сказать?(звучит фонограмма голоса тетерева)

Понятно. Он прилетел к нам, чтобы помочь тебе научиться правильно произносить звук “р”.

Посмотри, Юргенчик, как много картинок нам принёс Терентий!

(Показывает первую картинку, на которой нарисованы оленьи рога).

Послушай, что здесь написано:

“Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать!”

Представим себе, что мы олени (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот какие рога у оленя! И ты подними так же руки. Напряги руки (показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы). Руки у нас стали твёрдыми, как рога у оленя (логопед проверяет степень напряжённости мышц у ребёнка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки, урони их на колени (руки уже не скрещивают). Расслабились руки, отдыхают.

А теперь послушай меня и делай, как я!

Вдох-выдох! Вдох-выдох!
Посмотри-ка: мы – олени,
Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени
А теперь – немного лени…
Руки не напряжены
И рассла-а-бле-ны…
Вот и выполнили мы первое задание Терентия.

Что же он нам ещё принёс?(логопед достаёт вторую картинку на которой нарисована речка и читает стихотворение)

У реки своё лицо,
Своя походка.
И, говорят, бывает состояние души –
Сегодня речка весела,
А завтра может быть грустна…
Нынче утром
Я подошла к воде и удивилась
Какое было состоянье у реки!
Как будто только что
За поворотом
На стойбище соседа
Она играла со счастливыми детьми.

Под стихотворением написано задание. Терентий нам предлагает изобразить мимикой состояние “души” у речки (логопед ещё раз читает стихотворение, ребёнок изображает).

Посмотри, наш Терентий держит указатель со стрелочкой, куда она показывает? Стрелочка показывает на зеркало. Ой, как много здесь картинок! И все они показывают, как нам надо играть с язычком, губками и пальчиками, чтобы научиться произносить звук “р”.

Но сначала давай посмотрим, где находится наш язычок, когда мы произносим звук “р”, посмотри на картинку (делается анализ акустико-артикуляционного профиля звука “р”). Ну а теперь помоги язычку произнести звук “р”, сделаем упражнения, которые нам принёс Терентий.

1) упражнение: “Снежинка” - возьми кусочек ваты. Это будет снежинка. Положи ватку на ладонь, а затем сдуй её с руки. Производи выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос (выполняется упражнение 4-5 раз).
2) упражнение “Вкусное варенье” - открой рот. Язычком оближи верхнюю и нижнюю губу. Представь, что ты облизываешь варенье с губ (выполняется 4-5 раз).
3) упражнение “Лошадка” – открой рот, подними язычок к нёбу и щелкни им. Покажи, как цокает лошадка (выполняется 4-5 раз).
4) упражнение “Грибок” – открой рот и подними язычок вверх. Получилась ножка у грибочка (выполняется 4-5 раз)

А теперь давай сильно – сильно подуем на грибок – слышишь, как красиво зарычал наш язычок!

Юргенчик: Ура! (вскрикивает Юргенчик) Получилось! (с радостью обращается к тетереву)

Спасибо тебе Терентий за эти волшебные упражнения, теперь я смогу любое слово сказать правильно и красиво.

Логопед: Ну вот и говори, посмотри какие картинки тебе ещё принёс Терентий назови их ( Юргенчик называет картинки– рак, рыба, юрта, вертолёт). Молодец! Вот ты и научился правильно говорить звук “р”.

Ну а теперь нам пора прощаться с Терентием, ему пора возвращаться в лес.

Юргенчик: Досвиданья, Террррентий. Спасибо тебе. (Логопед вместе с Юргенчиком уходят за ширму).

Ведущий: Прошло пол года, Юргенчик подрос, пришло время каникул, и он полетел обратно на вертолёте домой.

(Звучит шум вертолёта).

Ведущий: В селении его встречали: родители, старый Шаман, ребята, которые стояли в стороне. Они тоже пришли посмотреть на Юргенчика (выйдя из вертолёта, он подбегает к родителям и громко, радостно закричал)

Юргенчик: Здррравствуйте мама, папа, дорррогой учитель. Послушайте, как я научился красиво говорить – рррадуга, юрррта, рррога, рррыба, Юррргенчик.

Ведуший: Ребятам стало очень стыдно они робко с опущенными головами подошли к Юргенчику и сказали:

Дети: Прости нас, пожалуйста, мы не хотели тебя обидеть. Хочешь с нами станцевать танец “Шамана”?

Юргенчик: (с радостью) Я мечтал об этом всегда (звучит музыка “Шаман” дети танцуют вместе со взрослыми, музыка – 3).

Ведущий: Вот так и закончилась история про мальчика, который благодаря своему старанию, терпению и желанию научился правильно и красиво говорить.

(Все участники выходят на середину зала кланяются. Ведущий объявляет, кто исполнял роли. Под старую “шаманскую” мелодию все уходят).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5