Повторительно-обобщающий урок "Страна большого Хапи" по теме "Древний Египет". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели:

  1. Создать условия для осознанного, познавательного выбора знаний по изученной теме. Выяснить уровень усвоения изученной темы.
  2. Развить умения, выполняя творческие задания и навыки логического мышления.
  3. Способствовать воспитанию интереса к урокам истории Древнего Мира, к прошлому человечества.

Средство обучения. Презентация “Страна большого Хапи”.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

Древен и загадочен мир великой цивилизации, проживавшей вдоль плодородных берегов реки Нил. Египтяне создали уникальную культуру, основанную на религии. Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке Африки.

Один греческий историк по праву назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.

(Работа по карте).

2. Вопрос учителя. Что такое Египет? Ответы учащихся. 1 слайд

3. Учитель сообщает учащимся цель урока.

  1. Обобщение знаний по изученной теме.
  2. Проверка уровня усвоения знаний. 2 слайд

4. Работа над историческими понятиями, которые встречались при изучении темы. Нил Дельта Пороги 3 слайд

  • Папирус
  • Фараон
  • Пирамида
  • Религия

5. Проверка усвоения знаний 4 слайд

1.Дельта 1…………………………………………………….
2……………. 2.Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма
3. Фараон 3.
4………….. 4. Земледелец, имеющий своё небольшое хозяйство
5………….. 5. Сбор в пользу государства
6.Вельможи 6……………………………………………………………..
7. 7. Гробница фараонов
8.Религия 8………………………………………………………………..

6. Повторение вопроса “Боги и жрецы”.

Учащиеся прослушивают материал CD “История Древнего мира 5 класс” и выполняют задание

“Закончить предложение” 5 слайд

  • Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют…(боги)
  • Люди строили для богов… (храмы)
  • При храмах находились… (жрецы)

7. Вставьте пропущенные буквы. 6 слайд

А_ _ н- _ _ – бог солнца;

А_ _п – бог тьмы;

С_т – бог пустыни;

А_ _ _ _ с – бог – покровитель умерших;

И_ _ _ а – богиня – жена Осириса.

8. Выполнение тестовых заданий: 7, 8 слайд

  1. Что называется религией?
  2. а) вера в сверхъестественные существа, духов, богов;

    б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других;

    в) вера в силу природы.

  3. Бог солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта:
  4. а) Осирис;

    б) Сет.

    в) Амон-Ра;

  5. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:
  6. а) Осирис;

    б) Амон-Ра;

    в) Тутанхамон.

  7. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?
  8. а) с засухой;

    б) с разливом Нила;

    в) с землетрясением.

  9. Самый главный, могущественный бог Древнего Египта:
  10. а) бог Земли;

    б) бог “царства мертвых”;

    в) бог Солнца.

  11. Служители богов в Древнем Египте:

а) фараоны;

б) жрецы;

в) вельможи.

9. Самопроверка тестовых заданий.

10. Рассказ учителя.

Твердая вера египтян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалось возводить сооружения монументальных масштабов. Представьте себе, что мы приехали в Каир. Мы идем по улицам этого большого своеобразного города, любуемся его зданиями, садами, базарами. Но что это? На горизонте видны какие-то треугольные силуэты. Мы догадываемся, что это знаменитые гробницы фараонов - пирамиды, построенные более четырех с половиной тысяч лет тому назад. И вот мы стоим перед гробницами, ошеломленные их гигантскими размерами: самая большая из них, пирамида Хеопса, достигает 147 метров в высоту. На ее постройку пошло свыше 2300 тыс. каменных плит весом по две с половиной тонны каждая.

11. Видеофрагмент о пирамидах из “Детской энциклопедии” CD. 9 слайд

12. Блиц опрос.

  • Что такое пирамиды?
  • Что собой представляют пирамиды?
  • Для кого построены пирамиды?
  • Какая пирамида является самой большой?

13. Проверка правильности знаний. 10 слайд

Повторение вопроса “Письменность”. Закончить предложение. 11 слайд

  • Письменность в Египте…
  • Древнейший материал для письма, изготовленный из тростника…
  • Книга из папируса, свернутая в трубку…

Задание “Найди ошибки”. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.

Г.И.Годер стр.38-39. 12 слайд

Самопроверка. 13 слайд

Контроль знаний по вариантам. Письменная работа. 14 слайд

Подведение итогов.

Рефлексия “Я, считаю, что усвоил материал по теме “Древний Египет” на…”.

Творческое задание. CD “Всеобщая история. 5 класс”. Оформить рисунками стену гробницы. 15 слайд

Литература

  1. Учебник А.А.Вигасин. Г.И.Годер История древнего мира. Москва. Просвещение. 2007 год.
  2. Г.И.Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.
  3. В.Г.Петрович. Методическое пособие по истории Древнего мира.
  4. О.А.Северина Методическое пособие по истории Древнего мира.
  5. oldegipet.ru
  6. historic.ru/lostcivil/egypt/index.shtml

Презентация