Декорации: зал украшен букетами из осенних листьев, цветов, ветками рябины, на стенах – картинки осенних пейзажей. В центре – пенёк-трон для Королевы Осени. Экран для демонстрации слайдов, компьютер.
Цели праздника
- способствовать развитию классного коллектива и личности учащегося в нем через разнообразные виды деятельности в системе общешкольного коллектива,
- воспитание учащихся на базе сложившихся культурно-нравственных традиций разных народов, общества и семьи.
- Важнейшим средством формирования нравственно развитой личности является краеведческое образование.
- Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся чувства единства с коллективом;
- способствовать рождению инициативы учащихся в знак ответственности за результат дела;
- вызвать интерес каждого учащегося в организации, проведении и анализе творческого дела;
- накопление и обобщение знаний о культуре, традициях, быте, истории развития народов республики Саха (Якутия);
- изучить особенности флоры и фауны, экологии и географии родного края;
- развить интерес к изучению литературного наследия и фольклора республики;
- способствовать развитию дружеских отношений между классами;
- способствовать формированию у учащихся установки на творчество;
- создать условия для творческой реализации каждого ребенка;
- развить в учащихся чувство ответственности за участие в общем деле;
- развить товарищеские отношения в классе и в общешкольном коллективе вообще
Выходит ведущая.
Ведущая:
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Летом вы все отдыхали:
Купались и загорали!
Вот мы и встретились опять,
А вас просто не узнать:
Все вы выросли большие,
Проказники озорные,
Больше мы не будем ждать,
Пора нашу сказку начинать.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
Одно из самых красивых времен года – это осень.
Про неё говорят: Осень – перемен восемь. (Презентация кадр с. 1-3)
Звучит фонограмма, выходит Осень.
Королева Осень:
Здравствуйте, друзья,
Вы узнали меня?
Ведущая: Все узнали тебя, Королева Осень,
Стихотворение на якутском языке о красоте
осени.
По народному обычаю дорогих гостей встречают
хлебом– солью.( входят дети в национальных
костюмах народов, которые обучаются в нашем
классе: русские, азербайджанцы, якуты, буряты)
Королева Осень садится на трон.
СТИХИ О ХЛЕБЕ
Золотые есть слова –
Хлеб – всему голова.
Почему так говорят,
Объясню я для ребят:
Хлеб – тяжёлый труд людей,
И бросать его не смей.
На полях пшеница зреет,
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт.
Мельник там муки на мелет,
По мешкам её разделит,
И в пекарню отвезёт –
Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте!
Ведущая:
Хлеб – всему голова. Много труда вкладывают люди, чтобы мы с вами каждый день могли видеть на столе свежий хлебушек.
Но из муки делают не только хлеб, а ещё и очень вкусные различные изделия.
И одним рецептом мы сейчас по делимся.
ФИЗМИНУТКА
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединю,
Пальчиками их сожму,
Покажу свое уменье -
Вылеплю я сто пельменей!
Ведущая:
А знают ли ребята, что происходит,
Когда Королева Осень приходит?
Королева Осень:
Знаете ребята? Да?
Всем расскажите тогда.
Ребята рассказывают приметы осени: листья
пожелтели, птицы улетают на юг, урожай люди
собирают и т. д. (презентация 4-6)
Королева Осень:
Спасибо вам, ребятушки.
Что так хорошо меня встречаете,
Всё обо мне знаете.
На сцену выходит Петрушка. Играет озорная музыка.
Петрушка:
Здравствуйте, меня зовут Петрушка,
Я живой, а не игрушка.
А мне вот жаль, что Осень пришла,
Лето со двора согнала.
Как я буду теперь купаться, загорать,
Если по небу будут тучки гулять?
Ведущая:
Петрушка, каждый ребёнок знает,
Что после лета осень бывает.
Она жёлтыми листьями землю укрывает,
Зверятам к зиме готовиться помогает.
Осенью не только тучки по небу гуляют,
Осенью люди урожай собирают.
Петрушка:
Прости меня, Осень, за мои слова,
Эх, дырявая моя голова!
Не пора ли нам, ребята, поиграть?
Я буду вопросы задавать,
А вы на них отвечать.
У Королевы Осени есть три сына,
Сейчас они к нам придут
А вы знаете, как их зовут?
Ребята называют сыновей Королевы Осени. (презентация 7-9)
Сентябрь – балагханыйа
Октябрь – алтынный
Ноябрь – сеттинньи
(В якутском языке месяц сентябрь означает — дом,
октябрь в якутском календаре 6 месяц, ноябрь
соответственно 7 месяц, от этих слов и
образовались названия месяцев)
На сцену выходит Сентябрь с пустой корзиной,
ставит её рядом.
Сентябрь:
Я Сентябрь – младший брат,
Познакомиться я рад.
ПЕСНЯ “Виноватая тучка”
Звучит фонограмма дождя. На сцену выходит Дождь.
Дождь:
Громко я стучу по крыше,
Кап-кап-кап,
Меня услышат,
Сёстры-тучки слёзы льют
Дождиком меня зовут.
На сцену выходит девочка под зонтиком. Вальс
Девочка с зонтиком:
Мне купили зонтик самый настоящий,
Он, конечно, маленький, но зато блестящий.
Дождик будет весело зонтик поливать,
Я буду под зонтиком на улице гулять.
Ведущая:
Как-то утром на рассвете
По грибы собрались дети.
Сентябрь:
Только, чтобы их собрать,
Надо их сперва узнать.
1. На полянке, у сосны
Шляпки тёмные видны.
Очень вкусные на вид,
Знай, что это белый гриб.
Сентябрь:
Эй, скорей сюда, ребята,
Здесь грибы сидят – опята.
2: Хороши грибы в лесу,
Подберёзовик несу.
Все ребята посмотрели,
Он съедобный, в самом деле.
Сентябрь:
Кто тут спрятался в листве?
Тут лисички, целых две.
Ведущая:
И пока в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали.
Игра: “Съедобный– несъедобный”. Дети учатся распознавать грибы. (презентация 10-12)
Ведущая:
Осень – лучшая пора,
Помогите, детвора!
Урожай нам собрать
И загадки отгадать.
ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ОТГАДКИ И НА СЦЕНУ ВЫХОДЯТ ОВОЩИ.
Загадка.
Красный, сочный,
Вкусный, прочный.
Он растёт, не тужит,
С огурцами дружит.
От чего же до сих пор
Не сорвали ...
(помидор)
На сцену выходит Помидорка
2 загадка
В огороде нашем жил,
И со всеми он дружил.
Хвост – зелёненький крючок.
Знаю, это – ...
(кабачок)
3 загадка.
1-й ведущий:
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...
Дети: Лук.
4 загадка.
Редька – старшая сестра,
Ну, а я ещё мала.
Угадает даже киска,
Что зовут меня ...
(редиска)
5 загадка.
Висит на тонкой ножке зелёненький
горошек
6.Это кто такой зелёный?
Вкусный свежий и солёный?
Очень крепкий молодец,
Догадались?
(огурец)
7.Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без куста,
Если я … Капуста8.Из норки за хрупкую холку
Хрустящую вынул Морковку9.Кругла рассыпчата , бела
На стол она с полей пришла
Ты посоли её немножко
Ведь правда вкусная … Картошка10. Красный сапог в земле горит свёкла
Сентябрь:
Ай, да молодцы, ребятки!
Отгадали все загадки.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Ведущий
Но случилась тут беда, заспорили друзья. Кто из них всех лучше. Давайте послушаем и рассудим!
СПОР ОВОЩЕЙ
Участвуют дети:
Айболит, 1-й ведущий, кабачок, горошек, свекла,
капуста, огурец, редиска, морковь, помидор,
картошка, свекла
У каждого ребенка на голове шапочка с
изображением того или иного овоща; у Айболита –
белый халат и докторская шапочка.
Ведущий:
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи:
Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
Ведущий: Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу
Ведущий:
От обиды покраснев, свекла проворчала:
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!
Редиска: (скромно):
Я — румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Дети:
Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!
Лук:
Я — приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я — простой зеленый лук.
Картошка:
Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Кабачок: Кабачковая икра так вкусна, полезна...
Ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Лук:
Кто-то, кажется, стучится.
Входит Айболит.
Картошка: Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
Кабачок:
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.
ПЕСНЯ
“Зелённые ботинки”
Правильно ли вели себя свинки?
Какой совет вы дадите? Как нужно себя вести?
Ведущая:
Мы о фруктах не сказали,
Как же жить без них, едва ли!
В нашем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
На сцену выходит Яблоко.
Яблочко:
А я яблочко наливное,
Спелое и румяное такое.
Я думаю, что все ребята знают,
Какие фрукты в саду созревают.
Ребята рассказывают о фруктах.
Ведущая предлагает им картинки с фруктами.
Для чего нужны фрукты?
Ведущая:
Спасибо, Сентябрь за урожай,
В гости среднего брата приглашай.
Сентябрь:
Выходи, братец, Октябрь,
Зовёт тебя младший брат Сентябрь.
Октябрь: Я – Королевы Осени
Сын второй,
Октябрь золотой.
Мы по улице идём –
Листья сыплются дождём,
И летят, летят, летят,
Под ногами шелестят.
Во время своего монолога Октябрь разбрасывает листья.
На сцену выходит девочка с букетом жёлтых листьев. Она собирает листики и читает стихотворение. ЗВУЧИТ ВАЛЬС
Девочка:
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружатся и играют под окном.
А когда весёлый ветер улетал,
Жёлтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живёт всю зиму у меня.
Игра: “Собери листочек”. Ребята узнают, с
какого дерева листок.
За сценой звучат крики улетающих птиц.
(презентация 13-16)
Ведущая:
Ой, ребятки, что это значит?
Мне кажется, что кто-то плачет?
Осень:
Это птицы в стаи сейчас соберутся
Улетят, а весной к нам вернутся.
Высоко, высоко от земли,
Пролетели на юг журавли.
На сцену выходит Журавушка.
Она машет крыльями , изображает танец журавля. Звучит музыка.
Октябрь: Журавушка, ты уже улетаешь?
Журавушка:
Да, мне на юг лететь пора,
Наступают холода.
Не горюйте, я весной к вам вернусь,
А здесь я замёрзнуть боюсь.
Журавушка машет крыльями и улетает.
Ребята, вы знаете, как называется наш якутский
журавль?
К нам в гости пришла ученица из 4 “б” класса
Бандерова Олеся, она победительница окружного
конкурса “Шаг в будущее”.
Рассказ о стерхе, ( показ презентации с 17-23)
Итог: как нужно относится к птицам. Какие птицы улетают на юг?
Какие остаются зимовать?
Чем мы можем помочь, птицам зимой?
Какая птица считается самой мудрой? СОВА (презентация 24)
ФИЗМИНУТКА ПРО СОВУ НА ЯКУТСКОМ ЯЗЫКЕ.
Миччиргэ, миччиргэ
Улахан тёбё
Харагхынан кылап – кылап
Атагхынан топ – топ
Кынятынан сап – сап
Королева Осень:
Спасибо тебе, сынок, Октябрь.
А теперь настал черёд сына моего серьёзного,
Самого старшего брата, Ноября морозного.
Октябрь:
Выходи, братец Ноябрь,
Зовёт тебя средний брат Октябрь.
На сцену выходит месяц Ноябрь.
Ноябрь:
Закончился листопад,
Без листьев стоит сад,
Птицы давно улетели,
начинаются первые метели.
Да, в ноябре многие звери уже приготовились к зиме.
А каких обитателей леса вы знаете? ВОПРОСЫ– ЗАГАДКИ
(Викторина презентация с 24-37)
Ноябрь:
Солнце в Ноябре не жди,
Ноябрь:
Недаром говорят осень – унылая пора,
А может, мы повеселимся, детвора?
Не слышу? Да?
Дети хором отвечают: ДА!
Ноябрь:
Эй, помощники мои, идите сюда,
Здесь у нас с вами будет игра.
Звук ветра
Звучит фонограмма Дождя и Ветра.
К Ноябрю подходят Дождь и Ветер.
Ветер:
Это знают даже дети –
Всех сильней на свете ветер.
За окошком громко вою,
Поиграете со мною?
Дождь:
С левой стороны – моя команда,
Громко говорит: кап-кап!
Ветер:
С правой стороны – моя команда,
Громко воет: у-у-у! Вот так!
Ноябрь:
Кто всех громче закричит,
Тот и битве победит.
Ребята “Капают”, как Дождик и “Воют”, как
Ветер.
Можно провести физминутку.
Капли дождя.
На сцену выходит девочка с рисунком. На рисунке – солнышко.
Девочка:
За окошком дождик льёт,
По минутам день ползёт.
Надоело долго ждать,
Буду солнце рисовать.
Нарисую солнце –
Приклею на оконце.
Стало в комнате светлей,
Сразу стало веселей.
И скажу я вам, друзья –
Жить без солнышка нельзя!
Королева Осень:
Спасибо тебе, сынок Ноябрь.
Славно мы сегодня попраздновали,
Да, я Королева Осень бываю разная:
Солнечная и пасмурная,
Но всегда щедрая и прекрасная.
Ведущая:
Спасибо, тебе Королева Осень, что к нам пришла,
Спасибо, что сыновей своих привела,
Спасибо тебе за богатый урожай,
Приходи к нам ещё, не забывай!
Королева Осень:
До свиданья! До свиданья!
Помашу вам на прощанье.
В гости к вам ещё приду,
Только в следующем году!
Петрушка: А я всех прошу
К праздничному столу.
Угощайтесь, не стесняйтесь!
Королева Осень вам гостинцы дала,
Налетай, детвора!
Звучит музыка, дети встают и идут к накрытому столу. Ребят ждут вкусные пироги, фрукты и соки.