А.П. Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. В честь юбилея знаменитого земляка в нашем городе прошла замечательная акция “Читаем Чехова. Играем Чехова. Рисуем Чехова”, нам с ребятами захотелось добавить: “Решаем Чехова”. Данный урок способствует более глубокому знакомству с творчеством Антона Павловича и оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя.
В 7 классе мы работаем с учебником А. В. Грачева, В.А. Погожева, А.В. Селиверстова “Физика 7”, данный урок можно провести и в 9 классе при изучении кинематики по учебнику Родиной, Громова.
При подготовке к уроку ребятам было дано задание прочитать произведения А.П. Чехова “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”, “Последняя могиканша”, “Каштанка” и др.
Форма проведения урока: комбинированный, с элементами групповой работы
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Время проведения: 1 урок (45 минут).
Цель: систематизировать и обобщить знания по теме “Решение задач кинематики”; совершенствовать умения решать задачи.
Задачи урока.
- В интересной форме познакомить учащихся с решением задач кинематики.
- Раскрыть одну из интереснейших и сложнейших тем, изучаемых в курсе физики: решение задач кинематики.
- Углубление и расширение знаний учащихся при решении и анализе задач
- Формирование у учащихся приёмов применения знаний в новых условиях.
- Развивать у учащихся интерес к предметам (физике и литературе).
- Воспитание коммуникабельности (умения слушать преподавателя, товарищей).
- Продолжить формировать материалистический взгляд на окружающий мир.
- Расширить представление учеников о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.
- Развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
Номер | Название этапа урока |
Задача учителя |
1. | Начальный этап | Создать затруднение или проблему, мотив к познанию. |
2. | Основной | Организовать самостоятельную деятельность учащихся. |
3. | Итоговый | Придумать способ сведения воедино новых знаний и умений. |
4. | Заключительный | Найти способ применить учащимся новые знания и умения; рефлексия. |
План урока
1 этап “начальный” – Создать затруднение или проблему, мотив к познанию.
Учитель |
Ученики |
Результат |
Предлагает решить задачу по мотивам произведения А.П. Чехова “Хамелеон”. | Участвуют в обсуждении ситуации. Решают задачу аналитически используя пошаговый метод Делают необходимые записи в тетради. Радуются успеху |
Мотивация: возникновение интереса. Вывод: Задача интересная, а можно ли составить подобные задачи по другим произведениям |
“Слышен собачий визг, Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: “Не пущай!”. Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа”.
Задача “погоня”. Скорость собаки на трех лапах – 5 м/с, а скорость человека в ситцевой крахмальной рубахе – 6 м/с Где человек в ситцевой рубахе поймал собаку, если первоначальное расстояние между ними было 3 м?
Шаг 1. Введем систему отсчета. В качестве тела отсчета выберем землю, а за начало отсчета – дровяной склад купца Пичугина, от которого начнет свое движение человек в ситцевой рубахе. Координатную ось направим вдоль дорожки в направлении движения собаки. Единица длины 1 м
Шаг 2. Определим начальные координаты движущихся тел человека и собаки. В момент включения секундомера начальная координата человека х0ч = 0, а собаки х0с = 3 м
Шаг 3. Найдем значения скоростей равномерного движения тел. В выбранной нами системе отсчета координата человек и собака будут увеличиваться, следовательно значения скоростей будут положительным vч = 6 м/с, vс = 5 м/с.
Шаг 4 (аналитический). Запишем в аналитическом виде законы движения тел, учитывая известные данные:
Xч(t) = 0 + 6t
Xс(t) = 3 + 5t
Шаг 5 (аналитический). Представим в виде уравнения условие задачи – ситуацию, в которой человек “падает на землю и хватает собаку за задние лапы”. Это означает, что в некоторый момент времени их координаты совпадут:
хч(t) = xс(t)
Шаг 6 (аналитический). Запишем вместе полученные в шагах 4 и 5 выражения, присвоив каждому из них свой номер и название:
Xч(t) = 0 + 6t – (1) закон движения человека
Xс(t) = 3 + 5t – (2) закон движения собаки
xч(t) = xс(t) – (3) условие встречи человека и собаки
Шаг 7 (аналитический). Решение уравнений:
Xч(t) = xс(t)
0 + 6t = 3 + 5t
6t – 5t = 3
t = 3 (с)
Таким образом, человек “падает на землю и хватает собаку за задние лапы” через 3 с.
Для того чтобы определить, в каком месте это произойдет, подставим значение t=3с в один из законов движения тел. Например, в закон движения человека
xч(t) = 0 + 6.3 = 18(м)
Ответ: человек в ситцевой рубахе поймал собаку на расстоянии 18 м от дровяного склада купца Пичугина.
2 этап “основной”
Учитель |
Ученики |
Результат |
|
Читают предложенный отрывок из
произведения Предлагают свои варианты задачи. Обсуждают. Решают задачу Делают соответствующие записи в тетради |
Ещё одно знакомство с интересным и
необычным способом прочтения литературного
произведения. Осмысляют и углубляют знания. |
Пример работы одной из групп. “На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только, что пообедал на вокзале, и его губы подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.” (“Толстый и тонкий”)
Задача “встреча” По платформе навстречу друг другу идут два приятеля, давно не встречавшиеся. Скорость Толстого 2 м/с, он только что пообедал. Скорость Тонкого 3м/с, он мог бы идти и быстрее, но был “навьючен чемоданами, узлами и картонками”. В какой момент времени и где они встретятся, если первоначальное расстояние между ними 30м?
3 этап “итоговый” – сведение воедино полученной информации.
Учитель |
Ученики |
Результат |
Предлагает одной из групп показать
результат своей работы на доске Остальные группы передают свои работы учителю |
Делают необходимые записи в тетради. Участвуют в обсуждении задачи. Радуются успеху |
Осмысливают и углубляют знания. Подводится итог урока. |
4 этап “заключительный” – применение полученных знаний.
Учитель |
Ученики |
Результат |
Предлагает дома продолжить эту работу
|
Самостоятельно или с помощью учителя
выбирают произведение А.П. Чехова Составляют и решают задачу, выбирая тип задачи (“погоня”, “встреча”, “обгон”) и способ решения (аналитический или графический) |
Учатся применять знания. |
Литература:
– А. В. Грачев, В.А. Погожев, А.В. Селиверстова “Физика 7” Москва “Вента-Граф” 2008.
– Э.М.Браверман Преподавание физики, развивающее ученика книга Ассоциация учителей физики Москва 2003.
– А.П. Чехов Повести и рассказы Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство 1980.