Решение задач кинематики по мотивам произведений А.П. Чехова

Разделы: Физика


А.П. Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. В честь юбилея знаменитого земляка в нашем городе прошла замечательная акция “Читаем Чехова. Играем Чехова. Рисуем Чехова”, нам с ребятами захотелось добавить: “Решаем Чехова”. Данный урок способствует более глубокому знакомству с творчеством Антона Павловича и оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя.

В 7 классе мы работаем с учебником А. В. Грачева, В.А. Погожева, А.В. Селиверстова “Физика 7”, данный урок можно провести и в 9 классе при изучении кинематики по учебнику Родиной, Громова.

При подготовке к уроку ребятам было дано задание прочитать произведения А.П. Чехова “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”, “Последняя могиканша”, “Каштанка” и др.

Форма проведения урока: комбинированный, с элементами групповой работы

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Время проведения: 1 урок (45 минут).

Цель: систематизировать и обобщить знания по теме “Решение задач кинематики”; совершенствовать умения решать задачи.

Задачи урока.

  • В интересной форме познакомить учащихся с решением задач кинематики.
  • Раскрыть одну из интереснейших и сложнейших тем, изучаемых в курсе физики: решение задач кинематики.
  • Углубление и расширение знаний учащихся при решении и анализе задач
  • Формирование у учащихся приёмов применения знаний в новых условиях.
  • Развивать у учащихся интерес к предметам (физике и литературе).
  • Воспитание коммуникабельности (умения слушать преподавателя, товарищей).
  • Продолжить формировать материалистический взгляд на окружающий мир.
  • Расширить представление учеников о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.
  • Развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
Номер

Название этапа урока

Задача учителя

1. Начальный этап Создать затруднение или проблему, мотив к познанию.
2. Основной Организовать самостоятельную деятельность учащихся.
3. Итоговый Придумать способ сведения воедино новых знаний и умений.
4. Заключительный Найти способ применить учащимся новые знания и умения; рефлексия.

План урока

1 этап “начальный” – Создать затруднение или проблему, мотив к познанию.

Учитель

Ученики

Результат

Предлагает решить задачу по мотивам произведения А.П. Чехова “Хамелеон”. Участвуют в обсуждении ситуации.

Решают задачу аналитически используя пошаговый метод

Делают необходимые записи в тетради.

Радуются успеху

Мотивация: возникновение интереса.

Вывод: Задача интересная, а можно ли составить подобные задачи по другим произведениям

“Слышен собачий визг, Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: “Не пущай!”. Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа”.

Задача “погоня”. Скорость собаки на трех лапах – 5 м/с, а скорость человека в ситцевой крахмальной рубахе – 6 м/с Где человек в ситцевой рубахе поймал собаку, если первоначальное расстояние между ними было 3 м?

Шаг 1. Введем систему отсчета. В качестве тела отсчета выберем землю, а за начало отсчета – дровяной склад купца Пичугина, от которого начнет свое движение человек в ситцевой рубахе. Координатную ось направим вдоль дорожки в направлении движения собаки. Единица длины 1 м

Шаг 2. Определим начальные координаты движущихся тел человека и собаки. В момент включения секундомера начальная координата человека х = 0, а собаки х = 3 м

Шаг 3. Найдем значения скоростей равномерного движения тел. В выбранной нами системе отсчета координата человек и собака будут увеличиваться, следовательно значения скоростей будут положительным vч = 6 м/с, vс = 5 м/с.

Шаг 4 (аналитический). Запишем в аналитическом виде законы движения тел, учитывая известные данные:

Xч(t) = 0 + 6t
Xс(t) = 3 + 5t

Шаг 5 (аналитический). Представим в виде уравнения условие задачи – ситуацию, в которой человек “падает на землю и хватает собаку за задние лапы”. Это означает, что в некоторый момент времени их координаты совпадут:

хч(t) = xс(t)

Шаг 6 (аналитический). Запишем вместе полученные в шагах 4 и 5 выражения, присвоив каждому из них свой номер и название:

Xч(t) = 0 + 6t – (1) закон движения человека
Xс(t) = 3 + 5t – (2) закон движения собаки
xч(t) = xс(t) – (3) условие встречи человека и собаки

Шаг 7 (аналитический). Решение уравнений:

Xч(t) = xс(t)
0 + 6t = 3 + 5t
6t – 5t = 3
t = 3 (с)

Таким образом, человек “падает на землю и хватает собаку за задние лапы” через 3 с.

Для того чтобы определить, в каком месте это произойдет, подставим значение t=3с в один из законов движения тел. Например, в закон движения человека

xч(t) = 0 + 6.3 = 18(м)

Ответ: человек в ситцевой рубахе поймал собаку на расстоянии 18 м от дровяного склада купца Пичугина.

2 этап “основной”

Учитель

Ученики

Результат

  1. Класс разбивается на группы
  2. Каждой группе предлагается одно из произведений А. П. Чехова по мотивам которого им предстоит составить и решить задачу.
  3. Метод решения (аналитический или графический группа выбирает сама)
Читают предложенный отрывок из произведения

Предлагают свои варианты задачи.

Обсуждают.

Решают задачу

Делают соответствующие записи в тетради

Ещё одно знакомство с интересным и необычным способом прочтения литературного произведения.

Осмысляют и углубляют знания.

Пример работы одной из групп. “На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только, что пообедал на вокзале, и его губы подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.” (“Толстый и тонкий”)

Задача “встреча” По платформе навстречу друг другу идут два приятеля, давно не встречавшиеся. Скорость Толстого 2 м/с, он только что пообедал. Скорость Тонкого 3м/с, он мог бы идти и быстрее, но был “навьючен чемоданами, узлами и картонками”. В какой момент времени и где они встретятся, если первоначальное расстояние между ними 30м?

3 этап “итоговый” – сведение воедино полученной информации.

Учитель

Ученики

Результат

Предлагает одной из групп показать результат своей работы на доске

Остальные группы передают свои работы учителю

Делают необходимые записи в тетради.

Участвуют в обсуждении задачи.

Радуются успеху

Осмысливают и углубляют знания.

Подводится итог урока.

4 этап “заключительный” – применение полученных знаний.

Учитель

Ученики

Результат

Предлагает дома продолжить эту работу
  1. составить и решить задачу;
  2. подготовить презентацию, иллюстрирующую данную задачу (по желанию)
Самостоятельно или с помощью учителя выбирают произведение А.П. Чехова

Составляют и решают задачу, выбирая тип задачи (“погоня”, “встреча”, “обгон”) и способ решения (аналитический или графический)

Учатся применять знания.

Литература:

А. В. Грачев, В.А. Погожев, А.В. Селиверстова “Физика 7” Москва “Вента-Граф” 2008.

– Э.М.Браверман Преподавание физики, развивающее ученика книга Ассоциация учителей физики Москва 2003.

– А.П. Чехов Повести и рассказы Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство 1980.