Цели:
- Обучение пониманию формулировки «ошибка умного человека».
- Достижение обучаемыми того, что умный человек всю жизнь изучает ошибки других людей.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Проверка выполнения домашнего задания
II. Постановка учебной задачи (проверяется в учебных группах)
– Что такое ошибка?
– Ошибкой называется:
1. Неправильность в расчётах.
2. Неверность в действиях, неправильность в
работе.
3. Неправильность в мыслях. Вина. (Например: это–
моя вина…)
4. Заблуждение, упущение.
– Как вы думаете: ошибается ли умный человек?
Имеет ли заблуждение? Если ошибается, то почему
это происходит? (Ответы)
– Можно ли считать умным человека,
совершающего ошибки? (Ответы)
– Может ли человек прожить свою жизнь без ошибок?
(Ответы)
– Итак, какую же проблему мы будем разбирать на
сегодняшнем уроке?
– Совершает ли ошибки умный человек?
Самооценка.
III. Решение учебной задачи
1 задание (проверка в группах)
– «Умный человек всю жизнь учится на ошибках !»
– как вы понимаете это выражение? (Ответы)
– Какие пословицы и поговорки со словом «ошибка»
вы знаете?
– Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. На
ошибках учатся. Сапер ошибается только раз. За
ошибки молодости люди расплачиваются всю жизнь.
И другие…
– Какая существенная разница между ошибками,
сделанными умным человеком и глупым?
– Умный человек тоже, конечно же, ошибается, при
этом он может сделать совершенно новые ошибки, в
то время, как глупый повторяет одну и ту же ошибку
многократно.
Дополнение учителя. Шестилетний Саша
Селезнев на вопрос: «Каким бывает дурачок?» –
ответил: «Как испачканное грязью колесо». А так
же ответил на другие вопросы следующим образом:
«Кто же мужчина?» – «Счастье для женщины!» «Что
такое зазнайство?» – «Нахмуривание бровей
женщинами»…
– Как вы понимаете выражение : «Умный
умеет вовремя остановиться?»
– До этого человек доходит своим умом, в
этом случае ему никто не помогает. Он сам
исправляет свои ошибки, свои недостатки. Такие
люди умеют управлять собой, держать себя на
контроле, корректировать свои действия (способны
изменять свое поведение) и так далее.
Самооценка.
2 задание (проверка в группах)
– Каким вы представляете себе воспитанного
человека? Чем он отличается от невоспитанного
человека?
– В воспитанном человеке сформирован иммунитет
к отрицательным явлениям (подобно устойчивости
организма к различным заболеваниям). Например, он
ежедневно дома и на улице неоднократно
сталкивается с отрицательными действиями людей,
однако сам их не повторяет. К примеру, его
приглашают выпить, угощают папиросами, но он не
пьет (зелье) и не курит. А если услышит
нецензурную брань из чьих-то уст, то ни за что не
повторяет и не подражает этому сквернословию. У
него хорошо работают «тормоза», и он умеет
держать себя в руках, способен вовремя
остановиться, имеет «железную» силу воли.
3 задание (самостоятельная работа)
Подготовить план по теме: «Как избежать (не делать) ошибок» – с целью самовоспитания.
Пример ожидаемого плана:
- Составить список людей (личностей) с сильной волей, используя прочитанную художественную и другую литературу.
- Уметь признавать свои ошибки и находить пути их своевременного исправления.
- Сравнить новый учебный год с прошедшим и сделать всё, чтобы не совершать прошлогодние ошибки.
IV. Рефлексия
– Как мы достигли поставленной цели? Что нового узнали и чему полезному научились мы на сегодняшнем классном часе? Как научиться не совершать ошибок? Как их не повторять? Был ли полезным для вас этот классный час?
V. Домашнее задание
- Докончить план самосовершенствования, самовоспитания по теме классного часа.
- Какие ошибки допускаются в вашей семье? – Написать про это сочинение.
Использованы рекомендации из методического пособия «Уроки нравственности» В.Казыханова, заслуженного учителя Российской Федерации.