Классный час "Ошибается ли умный человек?"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Обучение пониманию формулировки «ошибка умного человека».
  • Достижение обучаемыми того, что умный человек всю жизнь изучает ошибки других людей.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Проверка выполнения домашнего задания

II. Постановка учебной задачи (проверяется в учебных группах)

Что такое ошибка?
Ошибкой называется:

1.  Неправильность в расчётах.
2. Неверность в действиях, неправильность в работе.
3. Неправильность в мыслях. Вина. (Например: это– моя вина…)
4. Заблуждение, упущение.

– Как вы думаете: ошибается ли умный человек? Имеет ли заблуждение? Если ошибается, то почему это происходит? (Ответы)
– Можно ли считать умным человека, совершающего ошибки? (Ответы)
– Может ли человек прожить свою жизнь без ошибок? (Ответы)
– Итак, какую же проблему мы будем разбирать на сегодняшнем уроке?
– Совершает ли ошибки умный человек?

Самооценка.

III. Решение учебной задачи

1 задание (проверка в группах)

– «Умный человек всю жизнь учится на ошибках !» – как вы понимаете это выражение? (Ответы)
– Какие пословицы и поговорки со словом «ошибка» вы знаете?
– Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. На ошибках учатся. Сапер ошибается только раз. За ошибки молодости люди расплачиваются всю жизнь. И другие…
– Какая существенная разница между ошибками, сделанными умным человеком и глупым?
– Умный человек тоже, конечно же, ошибается, при этом он может сделать совершенно новые ошибки, в то время, как глупый повторяет одну и ту же ошибку многократно.

Дополнение учителя. Шестилетний Саша Селезнев на вопрос: «Каким бывает дурачок?» – ответил: «Как испачканное грязью колесо». А так же ответил на другие вопросы следующим образом: «Кто же мужчина?» – «Счастье для женщины!» «Что такое зазнайство?» – «Нахмуривание бровей женщинами»…
Как вы понимаете выражение : «Умный умеет вовремя остановиться?»
До этого человек доходит своим умом, в этом случае ему никто не помогает. Он сам исправляет свои ошибки, свои недостатки. Такие люди умеют управлять собой, держать себя на контроле, корректировать свои действия (способны изменять свое поведение) и так далее.

Самооценка.

 2 задание (проверка в группах)

– Каким вы представляете себе воспитанного человека? Чем он отличается от невоспитанного человека?
– В воспитанном человеке сформирован иммунитет к отрицательным явлениям (подобно устойчивости организма к различным заболеваниям). Например, он ежедневно дома и на улице неоднократно сталкивается с отрицательными действиями людей, однако сам их не повторяет. К примеру, его приглашают выпить, угощают папиросами, но он не пьет (зелье) и не курит. А если услышит нецензурную брань из чьих-то уст, то ни за что не повторяет и не подражает этому сквернословию. У него хорошо работают  «тормоза», и он умеет держать себя в руках, способен вовремя остановиться, имеет «железную» силу воли.

3 задание (самостоятельная работа)

Подготовить план по теме: «Как избежать (не делать) ошибок» – с целью самовоспитания.

Пример ожидаемого плана:

  • Составить список людей (личностей) с сильной волей, используя прочитанную художественную и другую литературу.
  • Уметь признавать свои ошибки и находить пути их своевременного исправления.
  • Сравнить новый учебный год с прошедшим и сделать всё, чтобы не совершать прошлогодние ошибки.

IV. Рефлексия

– Как мы достигли поставленной цели? Что нового узнали и чему полезному научились мы на сегодняшнем классном часе? Как научиться не совершать ошибок? Как их не повторять? Был ли полезным для вас этот классный час?

V. Домашнее задание

  • Докончить план самосовершенствования, самовоспитания по теме классного часа.
  • Какие ошибки допускаются в вашей семье? – Написать про это сочинение.

Использованы рекомендации из методического пособия «Уроки нравственности» В.Казыханова, заслуженного учителя Российской Федерации.