Цели:
- Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
- Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
- Начать формирование умений работать с исторической картой, текстом исторического источника.
Оборудование: карта «Древний Египет», иллюстрация с изображением бога Хапи.
ХОД УРОКА
Информация для учителя: тема написана на доске без кавычек и вопросительного знака.
Вступительное слово. Читаем тему
урока. А если я поставлю кавычки, то что это будет
означать? А если я поставлю знак вопроса, то как
изменится смысл темы? Записать тему.
Где находится Египет? (Знакомство с картой,
подробное словесное описание карты) Что же нам
нужно знать о Египте, чтобы ответить на наш
вопрос?
Читаем текст № 1 (Приложение 1).
Вопросы к тексту:
Когда был написан текст: в древности или сейчас?
Как вы это определили? (7 устий в дельте,
Египетское море, разливы, древние меры длины)
Стадий – греческая мера длины (177-192 м)
Сам автор видел то, о чем писал? (Позиция –
современник)
А как расположена сама страна? (Работа с картой)
Как вы понимаете слова «Египет укреплен со всех
сторон самой природой»? (работа с картой)
Какие условия помогают эффективно вести
хозяйство? Какие мешают?
А сам автор – житель Египта или иностранец?
Почему? (Удивляется разливам, упоминает другие
реки, о Египте говорит отстраненно, использует
греческие меры длины и буквы – дельта, реку
называет Нилом, а не Хапи (Рассказ о божестве с
использованием рисунка 1)
Рисунок 1
А почему происходят разливы? (Версии детей)
Древние версии:
- Ветры с севера заставляют воды Нила идти обратно и мешают излиться в море
- Разливы Нила – движение океана, который окружает землю и из которого исходят реки
- Таяние снегов в верховьях Нила
По поводу последней версии недоумевал древний
историк Геродот: «Как допустить наличие снега в
стране, где даже дожди неизвестны, где жар солнца
такой, что делает людей черными?»
Попробуйте возразить Геродоту (работа с картой,
поиск истоков Нила). В начале июля на Абиссинском
плоскогорье идет интенсивное таяние снегов,
количество воды увеличивается, русло не вмещает,
начинается разлив.
Знакомимся с еще одним описанием разлива Нила (Приложение 2)
Кто автор этого текста? – Египтянин (не
удивляется разливам, радуется им, называет Нил
«Хапи», упоминает бога Ра) и современник
(наблюдает разлив, говорит о жертвоприношениях,
не знает начала Нила).
А чему радуется? (вода, ил) Какие чувства выражает
текст?
Гимн – радость, воспевание, прославление.
А если бы обращение к Нилу сочинялось до разлива,
то какие чувства оно бы отражало?
Молитва – просьба, жалоба, ожидание лучшего.
Найдите по тексту, за что ответственен Нил. Есть
ли подтверждение, что египтяне считали Нил
божеством? А с кем еще олицетворялся Нил? (Нил –
бог, царь, река)
Какие периоды в жизни Нила можно выделить?
Приходит – разлив
Медлит, прекращает жизнь – засуха
Создает, доставляет пищу – уход воды,
земледельческие работы
Расположите эти периоды по порядку.
Выпишите все ключевые слова, относящиеся к Нилу.
С помощью этих характеристик сделаем вывод о
роли Нила в жизни Египта (ответ на вопрос темы)
Домашнее задание: Известно, что в Древнем Египте огромное значение получила картография. Почему приходилось ежегодно обновлять карты?