Цели урока:
- Познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина.
- Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».
- Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе.
Оборудование:
- портрет И.А.Бунина;
- репродукция картины И. И. Шишкина «Сосновый бор».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
– Ребята, у вас на столах жетоны. За верный
ответ – жетон!
В конце урока подведем итог. Кто на уроке был
самый активный!
II. Проверка домашнего задания
Разгадывание ребуса:
Вопросы.
1. «Солнце реже смеется,
нет в цветах … (благоговенья)
2. «Осень обещала: «Я… (озолочу)
3. «Ласточка день начинает весенний,
Летнюю … (ночь) завершит соловей»
4. «Жаворонок вызвенит … (песни) хрустально.
5. «Тешиться будем разливчатой …(нивой)
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте слово, которое получилось по
горизонтали? (Бунин)
– Ребята, творчество какого поэта мы будем
изучать?
IV. Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию
– Сейчас услышите первое стихотворение
«Детство».
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о
ком?
– В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как
думаете?
- О нем самом, потому что он говорит о себе.
- О том, как он гулял в лесу.
- О дубовой роще.
а) Ччтение вслух учителем
– Изменились мнения у вас?
Вывод: за каждым стихотворением он сам, его переживания, его мысли.
б) Отработка навыка чтения
Сла-дост-ней мор-щи-нис-та
а-ро-ма-том сол-неч-но-го
в) Самостоятельная работа с текстом
– А теперь возьмите простые карандаши и
прочитайте стихотворение самостоятельно.
Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте
непонятные слова.
– Какие непонятные слова вы встретили? (В
бору, ароматом, палатам, зной)
– Назовите близкое по значению слово к
слову «аромат» – (запах).
– К слову «зной» – (жара)
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О
сосне)
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
– Слово «палаты». Что вы о нём знаете? В каких
случаях употребляют в речи? (Палата бывает в
больнице)
– А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»
употребил тоже это слово…
«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».
– Значит, что же такое «палаты»? (Большой и
красивый зал)
– Подберите эпитеты, т.е. слова-признаки к слову
«палаты» (Царские, огромные, красивые,
расписные, светлые.)
– А у Бунина? (Солнечные палаты)
2. Работа с репродукцией картины И.И.Шишкина «Сосновый бор»
– Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие,
огромные, красивые, стройные, высокие)
– С одной стороны они желтые. Значит на них
падает солнечный свет. От сосен падают тени. Это
бывает в солнечный день.
Вывод: Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек.
– Кто создает палаты солнечные? (Никто, их
нельзя создать)
– Их создает природа.
V. Работа с текстом
а) чтение стихотворения по частям
– Подумайте над вопросом: Какое настроение
соответствует этому стихотворению? (Радостное,
веселое, бодрое, приподнятое)
– Совпадает ли по настроению это стихотворение с
пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж
красив и стихотворение красивое)
Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.
– Какими представляете вы себе людей, которые
могут так воспринимать природу? (Добрыми,
ласковыми, красивыми, наблюдательными.)
– Что бы вы могли сказать об Иване
Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко
читаются, хорошо чувствует природу)
VI. Рассказ о поэте
– Вот как высказывался о его таланте-писателя Александр Блок.
«Так знать и любить природу,
как умеет Бунин, мало кто умеет…»
Родился Бунин в обедневшей дворянской семье. До11 лет воспитывался дома, а позднее поступил в гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи возвратился домой. В 1-летнем возрасте начал писать стихи сам. Позднее, почти 30 лет он жил в Париже, за границей, однако все время вспоминал Россию, родные Воронежские уголки.
VII. Выборочное чтение
– Ответьте на вопросы строчками из
стихотворения:
– В какой день в бору сладостнее дышать?
«Чем жарче день, тем сладостней в бору.
Дышать сухим смолистым ароматом».
– В какое время дня бродил поэт по лесу?
«И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам».
– Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
«Повсюду блеск, повсюду – яркий свет,
Песок – как шелк».
– Почему так сказал Бунин? (Песок
мягкий и шелк мягкий, песок блестит и шелк
блестит.)
– Запомните этот пример. Называется эта форма
поэтической речи – СРАВНЕНИЕ
– Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый,
величавый, гигант)
а) Сообщение о сосне (уч-ся).
Сосна – высокое стройное дерево. Она
достигает высоты в сорок метров. Доживает
до четырехсот лет.
– Сколько живет сосна? (400 лет)
– Может ли так долго прожить человек?
Физкультминутка
(Звучит музыка)
– Представьте, что мы в лесу, на том же месте и
видим ту же сосну. Великаны смотрят на нас и
говорят, что мы очень маленькие. Протяните к ним
ладошки. Потрогайте их кору. Она теплая, мягкая,
добрая. Поздороваемся с соснами. Скажем им:
«Здравствуйте, сосны!»
– Что ответили нам сосны, пофантазируйте.
– Они тоже здороваются.
Вывод: Природа для поэта – живое существо.
VIII. Продолжение изучения нового материала.
1. Работа над выразительным чтением.
Наступил самый ответственный момент. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.
– Прочитайте стихотворение про себя.
Приготовьтесь читать вслух.
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта,
узнать его чувства?
– Вернемся к началу урока. Почему
стихотворение называется «Детство»?
IX. Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
X. Итог урока
– Что нового узнали о жизни и творчестве
И.А.Бунина?
– Кто больше набрал жетонов на уроке? Кто был
самым активным?