Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы.
Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным или дисциплинам и дать возможность в разумной мере «разгрузить» их по непрофильным предметам.
Переход на профильное обучение, помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений поставить, а затем проанализировать научный эксперимент. Это дает возможность обеспечить высокую степень подготовленности не столько к вступительным экзаменам в ВУЗ, столько к продолжению образования в высших учебных заведениях.
Все это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. Это представляется нам мало вероятным без использования особых форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах и школах.
Профильное обучение, отличается от непрофильного обучения широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы семинарско-лекционной системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.
Внеурочная и урочная работа выступают в профильных классах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. Особое внимание в химико-биологическом классе внеурочной работе я выделяю научно-исследовательской деятельности – это позволяет каждому школьнику испытать, выявить некоторые из своих дарований.
К серьезной научно- исследовательской работе
школьники приобщаются постепенно. В 8-9-х классах
учащиеся выступают с небольшими сообщениями по
результатам наблюдений.
Например: «Нарушение осанки у учащихся в
гимназии и оздоровительные мероприятия».
Ребята в группе по 3 человек, проводят исследования. С помощью врача, нашего медицинского центра, обследуют группу детей, которые имеют нарушенную осанку.
Эта работа проводится большую часть времени в медицинском центре. Советуются с врачом, знакомятся с результатами медосмотров, проведенные за последние годы, сравнивают данные. Сопоставив результаты, составляют диаграмму по нарушению осанки у учащихся гимназии. Делая данную работу, ребята приходят к выводу, что в частности, нарушение осанки стоит на первом месте. Некоторые учащиеся на этом этапе хотят стать врачами.
После такой исследовательской работы у учащихся не только повышается интерес к изучению нарушения осанки у детей, но и возникает вопрос: «А не стать ли мне врачом и помогать больным людям?»
В 10-11 классах, учащиеся приобретя опыт исследовательских навыков, обладая достаточным балансом теоретических знаний, старшеклассники выполняют более серьезные исследовательские работы. Учащиеся, при изучении биологии сельскохозяйственных растений и животных, приобретя знания о новых сортах и породах, технологию их создания и выращивания, готовят работу по зоологии и ботанике.
Например:
«Возделывание и выращивание различных сортов
белокочанной капусты в засушливых условиях
Хайбуллинского района Республики Башкортостан»
«Биологические и физические параметры при
выводе птенцов и разведение страусов в условиях
Стерлибашевского района Республики
Башкортостан»
«Влияние различных заквасок на качество и вкус
кумыса»
«Сравнение медопродуктивности 2-х пасек
расположенных в различных условиях
Хайбуллинского района Республики
Башкортостана».
В конце учебного года учащиеся получают летнее задание и темы для исследовательских работ. Тематика исследования охватывает такие области, как ботаника, зоология и т.д.
Ребята собирают материалы и проводят эксперименты.
В организации научно-исследовательской деятельности школьников, я выделяю несколько этапов:
– мотивация научно-исследовательской работы;
– выбор школьником направления исследования;
– постановка цели и задач исследования;
– обработка данных;
– представление работ на научно-практической
конференции, на школьном, районном,
республиканском и всероссийском уровне.
Сначала учащиеся принимают участие в школьной научно-практической конференции. В гимназии уже много лет существует МАН. В декабре окончательно формируются секции, например, для естественных наук работают следующие секции: медицина, экология, зоология и ботаника.
Жюри, состоящие из опытных учителей, заслушивают и оценивают работу. Авторы лучших работ награждаются дипломами разной степени, и им дается рекомендация для участия в конференциях более высокого ранга.
Учащиеся вот уже несколько лет подряд становятся призерами Всероссийских конкурсов. В 2006 году Насретдинова Регина, ученица 10 класса на Всероссийской научно-практической конференции для школьников, которая проходила в г. Ярославле, заняла 4-е место, а также была награждена грамотой за «Оригинальную работу в секции биология»
В 2007 году эта же ученица на всероссийском
конкурсе «Шаг в будущее» стала лауреатом II
степени в секции биологии.
2007 год – Баемова Гульсария на Республиканском
уровне посвященному Рами Гарипову на секции
биологии заняла 2-е место.
В 2008 году Ахметова Альфия, ученица 11 класса,
участвовала на Всероссийской конференции
«Портфолио» и была награждена грамотой.
В 2009 год г Ишимбай 1-е место, г Красноусольск 1и 2-е
места республиканский уровень
Лауреат 1-й степени на Всероссийском конкурсе Э.З.Исанбулатова.
1-е место на городском конкурсе «Человек и Земля»
При написании исследовательских работ ребята
начинают глубже осознавать, что грамотное
использование знаний о природе позволит
человеку развиваться в содружестве с ней.
Учащиеся в начальной исследовательской
деятельности развивают свои интеллектуальные
способности, а при сборе научного материала
осваивают более сложные материалы, чем это
предусмотрено образовательным стандартом.