Методическая разработка "Проектная деятельность в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Это принципиально новый метод в педагогических технологиях XXI века, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная на обучение детей элементарным приемам совместной работы в ходе разработки проекта.

Основными условиями применения метода проектов являются:

  • существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • значимость предполагаемых результатов(практическая, теоретическая, познавательная;
  • применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • структурирование этапов выполнения проекта;
  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах – это проблематично, но возможно. При разработке проекта педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, их творческую активность, степень самостоятельности, сформированность навыка совместной деятельности. Первые уроки представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям знаний. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности.

Уроки, с проектной деятельностью, содержат примерно одинаковые этапы:

  • организационный;
  • формулирование темы и целей;
  • подготовительный;
  • собственно проектной деятельности;
  • практического применения;
  • самоанализ;
  • подведение итогов;

Обязательно должны присутствовать три момента: выбор, планирование и критика проекта.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок) и конкретной деятельности (все остальные уроки). В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: «аналитики», «экспериментаторы»,

«иллюстраторы», «испытатели». Такое деление на группы является сквозным. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строился по-разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма». Сам прием несколько труден для первоклассников. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей.

Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причём работа может быть организована по -разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках, содержащих проектную деятельность, когда идёт обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвёртом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков цикла является единая технология работы групп. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • возможностью осуществления силами одного ученика или коллектива;
  • содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • навыки, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • заинтересованностью ученика.

Список литературы

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2005.
  2. Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.
  3. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
  4. Федоскина О.В Воспитательные возможности технологии проектно – исследовательской деятельности // Начальная школа плюс До и после. 2004. №11