Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими ценностями. Одним из приоритетных принципов построения личностно-ориентированного начального образования является вариативность первого звена школы.
Вариативность – новый принцип образования в РФ, который возник в период коренных общественных изменений в России в начале 90-х гг. прошлого столетия. Вариативность отражает принципы государственной политики в области образования, которые представлены в статье Закона РФ «Об образовании»: адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер образования.
Как справедливо отмечает Н.Ф. Виноградова: «Педагогическая общественность с оптимизмом приняла вариативность как принцип российской системы образования. Учитель получил свободу выбора, возможность проявлять инициативу и творчество. Но в реализации принципа вариативности не все оказалось простым и ясным. Главная трудность в том, что «массовый» учитель не готов к вариативному выбору, затрудняется в оценке предлагаемых педагогическим рынком программ, учебников, дидактических материалов. Этому еще предстоит учиться российскому учителю».
Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.
Начальная школа Панаевской школы-интерната работает по традиционной системе обучения. Реализуются учебно-методические комплекты: «Школа России» (руководитель проекта А.А. Плешаков), с 2008-2009 учебного года – «Начальная школа 21 века» (научный руководитель профессор Н.Ф. Виноградова) (Приложение 1, Приложение 2).
Анализ посещенных уроков показал, что у учителей, работающих по УМК «Школа России», слабо реализуются задачи развития учащихся. Учитель часто остается транслятором знаний, много внимания уделяет объяснению материала, больше времени тратит на организацию репродуктивной деятельности учащихся в условиях комбинированного урока и фронтальных вопросно-ответных форм деятельности учащихся.
Посещая уроки учителей, работающих по УМК «Начальная школа ХХI века», значительно больше отмечается особенность рассуждений, аргументов, т.е. педагоги начинают осознавать, как формируется рефлексивное понимание. Учителя больше внимания уделяют формированию умений учебной деятельности через организацию самостоятельной, поисковой работы, построение продуктивного диалога на уроке. Стало очевидным, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний и умений, изживает себя. Поэтому школа должна работать в режиме развития, в ней должны апробироваться новые педагогические системы и технологии и было решено постепенно перейти на новый УМК.
Начав работу по новому учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХI века», было выявлено, что в нем реализуются следующие цели:
- обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Для плодотворной работы по УМК вариативного начального образования учителями нашего методического объединения созданы временные творческие группы, руководителями которых являются наиболее опытные инициативные и творческие коллеги. По каждому реализуемому в школе УМК созданы эстетично оформленные папки, в которых собран весь информационно-аналитический материал.