Цели:
- познакомить учащихся с приёмом распознавания падежа имени прилагательного, со склонением имён прилагательных в единственном числе;
- закрепить знания о написании словарных слов;
- развивать устную и письменную речь, познавательную активность, совершенствовать каллиграфический навык письма;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Ход урока
Организация начала урока.
1. Организация рабочего места.
– Прежде чем начать урок, проверим рабочее место: ручка, простой карандаш, «Дневник ученика Школы олимпийского резерва» (тетрадь), «олимпийская чаша» с «медалями».
2. Организация внимания.
– Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
3. Посадка.
II. Постановка темы и целей урока.
(Слайд 1)
– О, живущие в школе 15,
Я приветствую вас в этот час!
Самых умных, находчивых, классных
Я хочу испытать всех сейчас.
– К вам обращается повелитель Олимпа – бог Зевс (слайд 2). Скоро весь мир станет свидетелем спортивных побед в зимней Олимпиаде в Канадском городе Ванкувере (слайды 3-4). В будущем вы сможете сами стать участниками Олимпиады и прославите Россию и КЧР, может быть даже и в Сочи в 2014 году. И сегодня на уроке мы проведём отбор в Школу олимпийского резерва. Ваши победы будут отмечены «олимпийскими медалями» (показываю). Вы их будете прикреплять к «чаше олимпийского огня». А писать – в дневнике ученика Школы олимпийского резерва.
III. Актуализация ранее изученного.
1. Минутка чистописания. (Слайд 5)
– Катание фигурное,
Фигурное катание.
Пишу на льду узоры я
С упорством и старанием.
У нас остры коньки,
Нам узоры не страшны.
– Минутка чистописания. Сначала разогреем пальчики, как настоящие спортсмены делают разминку (физминутка для пальцев рук).
– А теперь откройте дневники на 1 странице и допишите узор из гласных букв по образцу до конца строки.
– Из всех узоров найдите самый красивый и подчеркните его простым карандашом.
– Я вижу, что узоры получились у всех. Прикрепите «медаль» к чаше. Вы зачислены в секцию фигурного катания.
– Ребята, вы заметили, что наши узоры похожи на окончания имён прилагательных. Тема урока: «Склонение имён прилагательных». Мы научимся изменять окончания прилагательных и определять падеж этой части речи.
2. Словарная работа.
– Проводим отбор в секцию биатлона (слайд 6). Здесь важно быть быстрым и метким. Работаем по тренажёру. У меня книжечка, а у вас страница из неё. Вставьте пропущенную букву.
д . кабрь
м . роз
х . ккей
п . года
сев . р
– Взаимопроверка. Поменяйтесь дневниками, проверьте друг друга. Образец на экране. (Слайд 8)
– Верните дневники. Посчитайте, сколько правильных попаданий.
– У кого 5 попаданий – вы зачислены в секцию биатлона. Отметьте свой успех «медалью».
IV. Изучение нового материала.
– Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
Что это?
(Лыжи)
– Следующий турнир – лыжная эстафета. (Слайд 9) Чтобы её успешно пройти, вы должны отгадать загадки (за правильный ответ – «медаль»).
Вьётся лента через лес
И доходит до небес.
(Дорога)
Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит.
(Ветер)
Ты надел совсем не то:
Нужна не шуба, а … (пальто)
– Что вы можете сказать об отгадках. (Слайд 10) Какие это слова? (Словарные слова)
– Объясните их написание.
(Проверка по слайду 11)
– Какой может быть дорога во время лыжной эстафеты: лёгкая или трудная? (Трудная дорога)
– Легко лыжнику бежать, когда ветер какой: попутный или встречный? (Попутный ветер)
– Какое пальто надо надевать в холодную погоду: тёплое или демисезонное? (Тёплое пальто)
– Что мы составили? (Словосочетания)
– Составленные словосочетания мы сейчас просклоняем.
– Какого рода прилагательное «трудная»? Как вы определили?
– Точно так же определите род прилагательного «попутный».
– А прилагательное «тёплое» какого рода?
– Работаем по рядам. К доске выходят по 1 «лыжнику» от каждого ряда. А остальные пишут на следующей странице дневника. Задание: вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.
– Прежде чем проверить результаты «лыжников», мы отдохнём. Встаньте.
Физминутка.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм, -
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
– Садитесь. Проверьте посадку. Проверяем работу 1-го «лыжника».
(Проверка по слайдам 12-14)
– Ребята, у прилагательных женского рода есть одинаковые падежные окончания? (Есть)
– В каких падежах?
– Как выполнил эстафету второй «лыжник»?
– А у прилагательных мужского рода есть одинаковые окончания? В каких падежах?
– С каким результатом к финишу пришёл 3-й «лыжник»? Проверяем.
– В каких падежах одинаковые окончания у имён прилагательных среднего рода?
– Можно определить падеж прилагательного только по окончанию? (Нет)
– А как же тогда поступить? (Падеж имени прилагательного нужно определить по падежу имени существительного, с которым оно связано)
– Составим алгоритм определения падежа имени прилагательного. Как вы считаете, каким будет первый шаг? (слайд 15)
1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
– Второй шаг?
2. Определить падеж существительного.
– Третий шаг?
3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.
– Такой же алгоритм есть в ваших Олимпийских дневниках, который вам поможет в определении падежей имён прилагательных.
– Мы удачно закончили лыжную эстафету. И лидеры, которые работали у доски, награждаются «медалями».
V. Закрепление нового материала.
1. Выборочное списывание.
– В Канаде ведущим видом зимнего спорта является хоккей. И наш очередной турнир связан с хоккеем. (Слайд 16)
– Прочитайте текст об этимологии, т.е. истории слова «хоккей».
Хоккей появился в ΧΧ веке в Канаде. Само слово хоккей произошло от французского слова «хокэ», что означает «пастуший посох». Матчи по хоккею проводятся на ледяной площадке.
– Что значит – посох? (Длинная и толстая палка с заострённым концом)
– Выпишите из текста словосочетания «прил. + сущ.». Определите падеж имени прилагательного – пользуйтесь алгоритмом. Итак, кто же первый забьёт шайбу?
– Записываем словосочетание в дневник с красной строки с большой буквы, а первый хоккеист комментирует.
– Второе словосочетание?
– Третье?
– Есть ещё словосочетания «прил. + сущ.»? Молодцы, и это испытание вы прошли удачно. Лучшие хоккеисты награждаются «медалями».
2. Игра «Перевёртыши».
– Самым красивым, и в то же время опасным видом зимних олимпийских игр, является фристайл, когда спортсмены на лыжах прыгают с трамплина и в воздухе выполняют сложные повороты. Давайте и мы научимся фристайлу, но только со словами.
– За 1 минуту буквы по порядку расставляйте,
Словарные слова читайте.
ОЛКГЕ
БЕДПОА
ЛОМЕРТКИ
ЧСТЕНО
УВСЧТВО
(Легко, победа, километр, честно, чувство)
– Полученные слова можно записывать рядом и не обязательно по порядку.
– Какие слова получились?
– Подберите к полученным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Определите род этого прилагательного.
– Кто отгадал 2 слова – вы заслужили 1 «медаль», 3-4 слова – 2 «медали», все слова – 3 «медали».
VI. Итог урока.
– Мы заканчиваем отбор в Школу Олимпийского резерва. Сегодня мы изучали тему: «Склонение имён прилагательных». Как определить падеж имени прилагательного?
(Слайд 18 – алгоритм)
– Игра в кёрлинг поможет выяснить, насколько хорошо вы усвоили новую тему. На «поле для кёрлинга» – (слайд 19) – даны словосочетания с указанием падежа имени прилагательного. Эти же словосочетания и в ваших дневниках. Выберите верный падеж, а неверный – сотрите.
– Какое слово получилось из оставшихся букв падежей? (ТИР)
– У кого получилось слово «ТИР» – вы одержали победу в кёрлинге – возьмите «медаль».
– Поднимите свои «олимпийские чаши» – покажите, сколько вы заработали «медалей». Какие вы молодцы! Вы все зачислены в Школу олимпийского резерва.
– Кто награждён 5 и более медалями – вы получаете «5», у кого 4 медалей – «4», а для остальных дополнительный тур пройдёт на следующем уроке после выполнения домашнего задания. Оно записано на последней странице Олимпийского дневника – выполнить упражнение 281 на странице 144 по памятке (с. 143).