Конспект урока по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с приёмом распознавания падежа имени прилагательного, со склонением имён прилагательных в единственном числе;
  • закрепить знания о написании словарных слов;
  • развивать устную и письменную речь, познавательную активность, совершенствовать каллиграфический навык письма;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ход урока

Организация начала урока.

1. Организация рабочего места.

Прежде чем начать урок, проверим рабочее место: ручка, простой карандаш, «Дневник ученика Школы олимпийского резерва» (тетрадь), «олимпийская чаша» с «медалями».

2. Организация внимания.

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

3. Посадка.

II. Постановка темы и целей урока.

(Слайд 1)

– О, живущие в школе 15,
Я приветствую вас в этот час!
Самых умных, находчивых, классных
Я хочу испытать всех сейчас.

– К вам обращается повелитель Олимпа – бог Зевс (слайд 2). Скоро весь мир станет свидетелем спортивных побед в зимней Олимпиаде в Канадском городе Ванкувере (слайды 3-4). В будущем вы сможете сами стать участниками Олимпиады и прославите Россию и КЧР, может быть даже и в Сочи в 2014 году. И сегодня на уроке мы проведём отбор в Школу олимпийского резерва. Ваши победы будут отмечены «олимпийскими медалями» (показываю). Вы их будете прикреплять к «чаше олимпийского огня». А писать – в дневнике ученика Школы олимпийского резерва.

III. Актуализация ранее изученного.

1. Минутка чистописания. (Слайд 5)

– Катание фигурное,
Фигурное катание.
Пишу на льду узоры я
С упорством и старанием.
У нас остры коньки,
Нам узоры не страшны.

– Минутка чистописания. Сначала разогреем пальчики, как настоящие спортсмены делают разминку (физминутка для пальцев рук).

А теперь откройте дневники на 1 странице и допишите узор из гласных букв по образцу до конца строки.

– Из всех узоров найдите самый красивый и подчеркните его простым карандашом.

– Я вижу, что узоры получились у всех. Прикрепите «медаль» к чаше. Вы зачислены в секцию фигурного катания.

– Ребята, вы заметили, что наши узоры похожи на окончания имён прилагательных. Тема урока: «Склонение имён прилагательных». Мы научимся изменять окончания прилагательных и определять падеж этой части речи.

2. Словарная работа.

Проводим отбор в секцию биатлона (слайд 6). Здесь важно быть быстрым и метким. Работаем по тренажёру. У меня книжечка, а у вас страница из неё. Вставьте пропущенную букву.

д . кабрь
м . роз
х . ккей
п . года
сев . р

– Взаимопроверка. Поменяйтесь дневниками, проверьте друг друга. Образец на экране. (Слайд 8)

– Верните дневники. Посчитайте, сколько правильных попаданий.

– У кого 5 попаданий – вы зачислены в секцию биатлона. Отметьте свой успех «медалью».

IV. Изучение нового материала.

– Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
Что это?
(Лыжи)

Следующий турнир – лыжная эстафета. (Слайд 9) Чтобы её успешно пройти, вы должны отгадать загадки (за правильный ответ – «медаль»).

Вьётся лента через лес
И доходит до небес.
(Дорога)
Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит.
(Ветер)
Ты надел совсем не то:
Нужна не шуба, а … (пальто)

Что вы можете сказать об отгадках. (Слайд 10) Какие это слова? (Словарные слова)

Объясните их написание.

(Проверка по слайду 11)

– Какой может быть дорога во время лыжной эстафеты: лёгкая или трудная? (Трудная дорога)

Легко лыжнику бежать, когда ветер какой: попутный или встречный? (Попутный ветер)

Какое пальто надо надевать в холодную погоду: тёплое или демисезонное? (Тёплое пальто)

Что мы составили? (Словосочетания)

Составленные словосочетания мы сейчас просклоняем.

– Какого рода прилагательное «трудная»? Как вы определили?

– Точно так же определите род прилагательного «попутный».

– А прилагательное «тёплое» какого рода?

– Работаем по рядам. К доске выходят по 1 «лыжнику» от каждого ряда. А остальные пишут на следующей странице дневника. Задание: вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

– Прежде чем проверить результаты «лыжников», мы отдохнём. Встаньте.

Физминутка.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм, -
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.

– Садитесь. Проверьте посадку. Проверяем работу 1-го «лыжника».

(Проверка по слайдам 12-14)

– Ребята, у прилагательных женского рода есть одинаковые падежные окончания? (Есть)

В каких падежах?

– Как выполнил эстафету второй «лыжник»?

– А у прилагательных мужского рода есть одинаковые окончания? В каких падежах?

– С каким результатом к финишу пришёл 3-й «лыжник»? Проверяем.

– В каких падежах одинаковые окончания у имён прилагательных среднего рода?

– Можно определить падеж прилагательного только по окончанию? (Нет)

А как же тогда поступить? (Падеж имени прилагательного нужно определить по падежу имени существительного, с которым оно связано)

Составим алгоритм определения падежа имени прилагательного. Как вы считаете, каким будет первый шаг? (слайд 15)

1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Второй шаг?

2. Определить падеж существительного.

Третий шаг?

3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

Такой же алгоритм есть в ваших Олимпийских дневниках, который вам поможет в определении падежей имён прилагательных.

– Мы удачно закончили лыжную эстафету. И лидеры, которые работали у доски, награждаются «медалями».

V. Закрепление нового материала.

1. Выборочное списывание.

В Канаде ведущим видом зимнего спорта является хоккей. И наш очередной турнир связан с хоккеем. (Слайд 16)

– Прочитайте текст об этимологии, т.е. истории слова «хоккей».

Хоккей появился в ΧΧ веке в Канаде. Само слово хоккей произошло от французского слова «хокэ», что означает «пастуший посох». Матчи по хоккею проводятся на ледяной площадке.

Что значит – посох? (Длинная и толстая палка с заострённым концом)

Выпишите из текста словосочетания «прил. + сущ.». Определите падеж имени прилагательного – пользуйтесь алгоритмом. Итак, кто же первый забьёт шайбу?

– Записываем словосочетание в дневник с красной строки с большой буквы, а первый хоккеист комментирует.

– Второе словосочетание?

– Третье?

– Есть ещё словосочетания «прил. + сущ.»? Молодцы, и это испытание вы прошли удачно. Лучшие хоккеисты награждаются «медалями».

2. Игра «Перевёртыши».

Самым красивым, и в то же время опасным видом зимних олимпийских игр, является фристайл, когда спортсмены на лыжах прыгают с трамплина и в воздухе выполняют сложные повороты. Давайте и мы научимся фристайлу, но только со словами.

За 1 минуту буквы по порядку расставляйте,

Словарные слова читайте.

ОЛКГЕ
БЕДПОА
ЛОМЕРТКИ
ЧСТЕНО
УВСЧТВО

(Легко, победа, километр, честно, чувство)

Полученные слова можно записывать рядом и не обязательно по порядку.

– Какие слова получились?

– Подберите к полученным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Определите род этого прилагательного.

– Кто отгадал 2 слова – вы заслужили 1 «медаль», 3-4 слова – 2 «медали», все слова – 3 «медали».

VI. Итог урока.

– Мы заканчиваем отбор в Школу Олимпийского резерва. Сегодня мы изучали тему: «Склонение имён прилагательных». Как определить падеж имени прилагательного?

(Слайд 18 – алгоритм)

– Игра в кёрлинг поможет выяснить, насколько хорошо вы усвоили новую тему. На «поле для кёрлинга» – (слайд 19) – даны словосочетания с указанием падежа имени прилагательного. Эти же словосочетания и в ваших дневниках. Выберите верный падеж, а неверный – сотрите.

– Какое слово получилось из оставшихся букв падежей? (ТИР)

У кого получилось слово «ТИР» – вы одержали победу в кёрлинге – возьмите «медаль».

– Поднимите свои «олимпийские чаши» – покажите, сколько вы заработали «медалей». Какие вы молодцы! Вы все зачислены в Школу олимпийского резерва.

– Кто награждён 5 и более медалями – вы получаете «5», у кого 4 медалей – «4», а для остальных дополнительный тур пройдёт на следующем уроке после выполнения домашнего задания. Оно записано на последней странице Олимпийского дневника – выполнить упражнение 281 на странице 144 по памятке (с. 143).

Презентация.